Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Возвращение "Святого Луки" (Мосфильм, 1970, реж. Анатолий Бобровский)

Текст может быть полезен джаллофилам.

vlcsnap-2016-09-10-23h32m40s94

Пожилым следователем ведётся поиск беглого взломщика-рецидивиста Графа. Дело происходит в крупном городе, где у преступника имеются, так сказать, якоря в виде подобия семьи. Одновременно строит коварные планы маленькая местная мафия чёрных антикваров, в которых спрос родил предложение. Есть покупатель на висящее в музее полотно "Святой Лука" работы Хальса, и прикормившейся при антикварах сожительнице Графа осталось только подрядить того на небольшое вмешательство в музейную сигнализацию и вынос товара. Графу обещано десять тысяч рублей, сам же товар стоит примерно триста тысяч долларов.
Ночь, улица, фонарь, музей, картина покидает раму, а Граф надеется покинуть СССР. Следователь складывает два самых громких события из текущей отчётности в единое уравнение и блистательно завершает оба дела.

Фильм основан на реальной истории, хотя и не является её достоверным пересказом. Поэтому его следует счесть криминальным триллером и ничем бОльшим. Так бы любой из нас и поступил, если б не год съёмки. Что такое год 1970-й во всемирной истории орудования ножами в рафинированном контексте? Ну разумеется, это год дебюта режиссёра Дарио Ардженто в области джалло - жанра, где садистское сладострастие во вспарывании женского тела оформляется виньетками манерных, дизайнерских интерьеров, а подкрадывания убийцы ритуализируются, словно визиты пришельца из Ада. Да, Марио Бава уже был в этом бизнесе, но его первые опыты 1960-х стали протоджалло, поиском идеальной формы для несформировавшегося содержания. Поточная же штамповка классических джалло ещё впереди, и 1970-й год даёт отсчёт реализациям канона. В этом смысле, советский фильм был свободен от жанровых клише, которые всё же пригодились ему при исследовании последствий насильственного искажения системы личных ценностей нормативной эстетикой.

Граф при свете дня разглядывал "Святого Луку". Он был не в силах понять, за что незнакомые люди готовы отдать триста тысяч, но не в силах и опровергнуть их выбор. А потом пришёл ночью и нанёс режущий удар, полосуя плоть полотна.

vlcsnap-2016-09-10-23h09m53s243

В джалло 1970-х деструктивная тяга убийцы к женскому телу свободно рифмовалась с дискурсами гомосексуальности либо импотентности. При свете дня героини выглядели красивыми и сексуально доступными, но вызывали в социопате-импотенте только ненависть, потому что мир гетеросексуальной мужской активности навязывал их ему в качестве единственно возможной ценности. Триста тысяч, за что?! Джалло-маньяк не понимает, за что триста тысяч, и ему не хватает внутренней культуры оставить всё как есть. Неизбежно заносится нож. Так кичливый "ложный" кумир подвергается суду отверженных.

Правда, в классическом джалло сексуальная манкость женщины не обсуждалась, а лишь сервировалась поэффектней, как непреложный факт. Для искусствоведческого же поворота темы понадобился пафосный и беспомощный лепет картавой дамы-экскурсовода, долдонящей текст строго по методичкам. Почему "Святой Лука" стоит триста тысяч, а не двести или четыреста? Потому что потому, он же весь созвучен солнечному лучу, обласкавшему жаворонка в полёте, и сосцы его подобны двойням молодой серны, пасущимся между лилиями. В общем, потребляйте правильную систему ценностей без вопросов, пожалуйста, а иначе всё закончится статьёй УК.

Искусствоведческий поворот джалло-тематики позволил избежать прямых гомосексуальных коннотаций, не уместных в сюжете об альфа-самце, алчущем независимости. Но сама джалльная структура создала эти коннотации буквально из воздуха. Вырезав Луку из рамы, Граф продемонстрировал, что в этой раме мог бы находиться и он сам. Быть в раме - быть тем, кто непреложно манок одним фактом своего существования, - то есть, быть фетишем сексуальных притязаний, как в мире джалло-маньяков, или фетишем снобского коллекционирования, как в мире антикваров.

vlcsnap-2016-09-10-23h09m17s127

Но и это ещё не всё. Преступник заранее сходил к безработному художнику и заказал копию музейного экспоната. Буквально за день художник изготовил отличную подделку, можно сказать, даже лучше прежнего, без трещинок. Заметьте, в музее висит за триста тысяч, а двое мужчин между собой решили тот же самый вопрос без капитальных вложений.
Никто никого ни к чему не обязывал, зачем же мы видим, как художник прикасается пальцами ко рту? То же самое потом проделал и преступник. Не так часто в советском кино мужчины мяли себе губы жестом человека, не отказавшегося бы от поцелуя.

vlcsnap-2016-09-10-22h36m37s254
vlcsnap-2016-09-10-23h44m23s202

И кто же ещё повторил этот жест? Полюбуйтесь, любовница Графа, прямо-таки типичная джалло-героиня. Ишь, карандашик прикусила, стерва манерная. А потом встала перед зеркалом в резной раме и ну саму себя на манкость тестировать. Уймись тётка, лучше они отдадут триста тысяч за ветхую картинку, чем за тебя. Ту хотя бы перепродать можно, и возраст только придаёт ей ценности.

vlcsnap-2016-09-10-22h35m12s169

vlcsnap-2016-09-10-22h39m13s24

Необходимая для джалло инфернальность появления преступника не просто соблюдена в советском фильме, а подана с особым шиком. Сцена поставлена так, словно в квартире коммерсанта-любителя Граф как бы материализовался из рамы зеркала.

vlcsnap-2016-09-10-22h45m10s2

Получается, "Возвращение "Святого Луки" играючи вскрыло сущностные особенности ещё фактически не созданного жанра джалло, да ещё и с соблюдением необходимых канонов. Советский кинематограф вообще в принципе не чуждался джалльной бесовщинки, о чём можно почитать в соответствующем цикле постов юзера moskovitza - жаль, все картинки там померли.

Конечно, никто не ставил задачей создать джалло там и тогда, где и когда его не могло быть по определению. Эротические коннотации в кадре случайны и не систематичны. Тайный нерв, эстетический конфликт рождался из других сопоставлений. Человек, обладавший неким особым классом, шиком, врождённой утончённостью, то ли не подозревал о своих свойствах, то ли не придавал им значения. А человек с лицом и мозгами счетовода средней руки претендовал на барство, изнеженность, выгоды паразитирования. То бишь, в аристократы рвался купчишка-нувориш, а не суровый рыцарь. "Как жить? Кругом одно жульё!"

vlcsnap-2016-09-10-23h45m38s185

И кто ж их рассудил? Святой Лука, само собой. Неказистый старичок, весь такой простенький, но он создаёт систему координат. Стоит ли она трёхсот тысяч, бог весть. Зато не даёт осечек и не пускает счетоводов средней руки на вершину системы ценностей, раз не взяли на себя труд хоть чуточку подрасти духовно.

vlcsnap-2016-09-10-22h51m57s240
vlcsnap-2016-09-11-00h03m01s112
</a>
Tags: 1970-1979, гомоэротический дискурс, джалло, криминала будни нелегки, советское кино
Subscribe

  • Социологическое

    Интересно, найдёт ли кто-нибудь способ узнать, есть ли корреляция между приязнью к зомби-фильмам и ковид-диссидентством. И если корреляция есть, то…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Ичи-киллер / Убийца Ити / Ichi the Killer (Япония, 2001, реж. Миикэ Такаси)

    На Ютубе радиоведущий Виктор Набутов вызвал среди меня новый приступ моральной паники. Оказывается доминатрикс Госпожа Ева с острова Бали буквально…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Социологическое

    Интересно, найдёт ли кто-нибудь способ узнать, есть ли корреляция между приязнью к зомби-фильмам и ковид-диссидентством. И если корреляция есть, то…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Ичи-киллер / Убийца Ити / Ichi the Killer (Япония, 2001, реж. Миикэ Такаси)

    На Ютубе радиоведущий Виктор Набутов вызвал среди меня новый приступ моральной паники. Оказывается доминатрикс Госпожа Ева с острова Бали буквально…