

Эпоха наполеоновских войн, англичане как раз завязли в Испании. Эх, да кому нужно такое биение пульса эпохи. То ли дело академическая магия без лабораторных занятий - и престижно, и манжеты не запачкаешь, и с почтеннейшими джентльменами пообщаешься.
Самое главное, не допускать профанов в круг посвящённых. Но вы же знаете этих выскочек, везде без мыла пролезут. Для социальной самореализации Джонатану Стренджу требовалось унаследовать поместье вздорного отца и жениться по взаимной любви. Но что может быть скучнее социальной самореализации. Вместо хлопот по управлению отцовским наследством Джонатан погрузился в сладостный мир практической магии, преподаваемой мистером Норреллом, единственным в Великобритании практикующим специалистом.


Такой пытливый лаборант в святая святых допущен всего один, и это надо бы ценить, но Джонатан слишком жаден до науки и попрекает ментора за неторопливость. Старые добрые приворотные зелья ему без надобности, средства от бородавок не влекут. Ишь какой, военные технологии ему подавай, экспансию в мир зазеркалий. Так расходятся их пути: мистер Норрелл останется придворным магом при сумасшедшем короле Георге, а Стрендж станет магом при штабе Веллингтона в Испании и познает всю пагубу пренебрежения научной прогностикой. Тем временем на молодую миссис Стрендж положил глаз ворчливый и заносчивый эльф-сексоголик, ранее неосторожно призванный из зазеркалий мистером Норреллом ради благих целей, не связанных с сексоголистикой.


Потому что покой нам только снится. Сошлись стенка на стенку три концепции управления научным знанием: социопатический монополизм эльфа, государственнический элитаризм мистера Норрелла и эгалитаристский популизм Стренджа. Как бы ни выпендривались эти трое, доказывая превосходство своих концепций, от правды не уйдёшь - вся магия, какая есть, подвластна Королю-Ворону, когда-то покинувшему Великобританию. И если Король-Ворон ощутит колебания магических сфер и вернётся на зелёные холмы, сериал "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" может закончиться как угодно! (Полагаю, более всех из-за этого нервничал Наполеон, но авторы его проигнорили).


Изюминка действа - то, как геронтократические замашки мистера Норрела и юношеский энтузиазм Стренджа поворачиваются перед зрителями всеми гранями, и всё это для того, чтобы мы ощутили правоту тех, кто выбирает науку в себе, а не себя в науке.