Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Теорема / Teorema (Италия, 1968, реж. и сценарист Пьер-Паоло Пазолини)

vlcsnap-2016-10-10-19h15m20s109 vlcsnap-2016-10-10-19h02m43s218

Притча о свободном распоряжении нематериальной ценностью. Пятеро взрослых людей (глава, чада и домочадцы богатого семейства) получили равновеликие дары в форме безупречно качественного секса. Дары совершенно одинаковы, но распорядился ими каждый персонаж по-своему, в широком спектре от сугубо физиологических реакций до интеллектуальной и духовной рефлексии.

vlcsnap-2016-10-11-20h14m17s65 vlcsnap-2016-10-10-19h41m01s147

Кто во что горазд - но в итоге ни одной методики преодоления посткоитальной депрессии, какую зрители могли бы применить с практической пользой. А ведь индивидуальные опыты ставились в сфере, где все мы равно компетентны. Что же тогда случилось бы в сферах, где ещё и компетентность по нулям? То есть, что же случится с заводом, переданным в первом же кадре фильма в собственность трудового коллектива, к полной растерянности последнего? Плевать на сексуально озабоченную пятёрку, но с заводом-то что?!

Пазолини не был бы сам собою, то бишь коммунистом и христианином одновременно, если бы не вдарил прицельно по какому-нибудь эпохальному самообману, потрясавшему доверчивые умы из поколения в поколение. В данном случае, это классика среди классик, википедийный комплект тезисов для оппонирования марксистов евангелистам. А именно, с одной стороны, марксистское "от каждого по способностям, каждому по потребностям", с другой стороны, новозаветное "зарывший талант и пустивший талант в дело". Вот почему ведущее свойство "Теоремы" - монументальная, небывалая симметричность. Потребности - способности, зарыть - пустить в дело.

vlcsnap-2016-10-11-20h33m49s252 vlcsnap-2016-10-11-19h31m58s5

Зритель в постфильмовой рефлексии довольно быстро добирается до осознания, что принимал за теорему пафосные афоризмы противоборствующих сторон. А ведь только теорема реально полезна, потому что действенна, потому что внутренне непротиворечива, потому что зиждется на аксиомах. Мы можем 300 лет не знать, почему оно там всё работает, как в случае со знаменитой теоремой Ферма, но отлично пользоваться.

Сколь же велик соблазн всего лишь докопаться до ошибок в цепочке посылок и выводов и превратить всё те же афоризмы в универсальную теорему, бессмертную в любой системе координат. Узнать, как всё-таки наверняка отдавать по способностям, а получать по потребностям, чтоб стопудово беспроигрышно.

vlcsnap-2016-10-11-20h22m12s197 vlcsnap-2016-10-10-19h25m35s110

Скажем, персонажи "Теоремы" всего лишь взяли от благого дара то, что были готовы получить, а вовсе не всё целиком. Поэтому ни тема с потреблением по потребностям, ни тема с приумножением пущенного в дело, - ничто не сработало во благо.

Но что, если рецепт не дастся так просто? Википедия не даст заплутать во тьме невежества: чтобы применяемые нами теоремы оставались действенны, их всего лишь нельзя извлекать из евклидова пространства. В неевклидовом пространстве наши ходовые теоремы - трупы. Пазолини предусмотрел и это. "Теорема" птицей легкокрылой выламывается из евклидова пространства социальной философии для зануд с её типовым набором детерминант. Но сделано всё в таких узнаваемых, понятных формах, что рецензенты зациклились на буржуазном статусе персонажей и ритуально спотыкаются мыслью о служанку.

Впрочем, итоговая теорема может состоять в том, что накося выкуси тебе получать и пускать в дело. Вот и Пазолини отдавал по гениальности, а получил по протоколу осмотра найденных останков.
Tags: 1960-1969, гностическое рядом, итальянское кино, мистика социального менеджмента
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments