Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

"Джек - убийца великанов" (2013) и "Мстители: Гримм" (2015)

Киностудия "Эсайлум / Asylum" знаменита своими киноподделками-мокбастерами. Например, эсайлумовский "Jack the Giant Killer" (реж., сценарист и оператор Марк Аткинс) снят только потому, что в том же 2013 году в прокат вышел фильм Брайна Сингера "Jack the Giant Slayer".
Не берусь угадать, подо что замаскировано название эсайлумовского фильма "Avengers Grimm" (2015, реж., сценарист и монтажер Джереми Инман). Но выход в 2015 году марвеловского "Avengers: Age of Ultron" как бы намекает, а успех очередного сезона телесериала "Grimm" как бы сигнализирует.

Между крупнобюджетным кино и фильмами "Эсайлум" разница такая же, как между Марианной и Мариванной.
Всего одна буква, а сколько нюансов.
Марианна совершенная... идеальная... неживая вся какая-то, просчитанная.
Мариванна целлюлит натоптыши остеохандроз... губы без зеркала красит... выше головы не прыгает, а вдруг смогла бы?

Если вы до сих пор почему-либо не в курсе сути популярности "Asylum", изложу свой взгляд на историю её успеха.
Когда крупная киностудия объявляет о новом проекте и определяется с его названием, задача сценаристов студии Asylum - подсуетиться с каким угодно сюжетом, лишь бы название было похожим. Быстренько снимается почти одноименный фильм на минимальные деньги (это и есть "мокбастер"), единственная цель которого - попаразитировать на рекламной кампании высокобюджетного кино, чтоб покупатели, не разобравшись, платили за DVD не с блокбастером, а с мокбастером. Сам приём был известен уже в 1900-х годах, просто тогда ещё не было слова "мокбастер", а фирма Дранкова всё равно оскверняла своими одноимёнными скороспелками помпезные премьеры фирмы Ханжонкова.

Т.е. студия "Эсайлум" специализируется на (сравнительно) юридически безупречных подделках, мимикрирующих под хиты сезона. После чего комменты к раздачам наполняются возмущёнными репликами пострадавших; но так было только в 2000-е годы, а в 2010-х на лохов смотрят с насмешкой и пишут в ответ "Но это же Asylum, надо смотреть, что берёшь!". Как на рынке лекарств от старательно подделанных таблеток ждут приемлемого качества, так и эсайлумовскому продукту не отказывают в наличии потребительских свойств. При условии личной терпимости к третьеразрядным актёрам и копеечной компьютерной графике занять свободное время можно и эсайлумовской пустяковиной.

И что с того, что эпоха DVD потеряла актуальность. Студия "Эсайлум" живее всех живых, поскольку попала в тренд культурных процессов и сравнялась по известности, если не значимости, с такими легендами, как студия "Хаммер". В фильмографических статьях википедия деловито даёт справочную ссылку от оригинала к подделке. На рынке новинок грамотные киноманы предпочитают следить за тем и другим. А иные прости господи синефилы, навроде меня, вообще только за "Эсайлум" и следят, чураясь мейнстримной глянцевой попсятины и выбирая честную дешёвку.

Отсутствие нахальной эсайлумовской подделки в сегодняшних условиях служит почти что чёрным пиаром, признаком неуверенности в успехе оригинала. Так что крупные студии скорее заинтересованы в своевременном выходе мокбастера, чем раздосадованы им. Скажем, к премьере ремейка "Ghostbusters" 9 июля 2016 эсайлумовцы приурочили премьеру своего "Ghosthunters", состоявшуюся 5 июля.

Суть действа в том, что мир ждёт того дня, когда подделка превзойдёт оригинал. Логика простая: в отрасли бесконечных франшиз и просчитанных ремейков оригинальный продукт ждут от тех, кто лепит наобум. Не могут же они всегда промахиваться! Нашими молитвами, может статься, "Эсайлум" однажды утрёт нос крупным студиям, порвав рынок собственным мегахитом, к успеху которого прицепиком примажется какой-нибудь полудохленький блокбастер.

Первые робкие намётки можно усмотреть в "Акульем торнадо / Sharknado" (2013), где людям отчаянно нужен воздух, но с неба падают тонны воды и принесённые с торнадо двух-трёхметровые акулы. Ну а акулам, соответственно, нужна глубокая вода, а не лужи после ливня. Конфликт двух стратегий выживания невольно превратил акул в пятую, новаторски отдельную природную стихию. Разумеется, ни сценарист, ни художник-постановщик не превзошли масштаб своих дарований, но акулы как пятая стихия - самоиграющий бриллиант.

Нельзя утверждать, будто в соревновании идей все козыри у эсайлумовских прохиндеев, собравших обширную фанбазу при минимальных вложениях. В определённой степени, они стали заложниками репутации. Это хорошо заметно по первой зрительской реакции на сериал "Z Nation", который упорно пытались сравнивать с "Ходячими мертвецами", хотя проект Syfy, в котором гордо соучаствуют эсайлумовцы, не только оригинален, но и идейно-стилистически противоположен мегапопулярным "Ходячим", даже не подражает конкуренту названием.

Теперь, когда всё так красиво под хохлому с фанфарами расписано, настал момент осознать, по какой причине во всём вышеизложенном нет ни перчинки, ни солинки. Ответ очевиден: обрисован мирок безобидных прилипал, симбионтно паразитирующих на крупных травоядных.

Но эсайлумовцы ни разу не безобидны и ни разу не вегетарианцы. Их фильмы полны гнуснейших месседжей неистребимого феодального наследия в головах, и типовой психологический профиль представителя целевой аудитории - ксенофоб-домостроевец-абьюзер. Если раскладывать эсайлумовские киноподелки на составляющие, то мы увидим сгустки сексизма, спасибо если не расизма, спонтанной ненависти к "чужим", неоправданного альфачества, агрессивности и стремления к личному доминированию любой ценой. Да, это отрицательный типаж. Но это ещё и пассионарий. Поэтому, на удивление, всегда есть что-то ещё - что-то трудноуловимое, не позволяющее ставить фильму диагноз в сугубо чёрных красках.

Чего у "Эсайлум" не отнять, они ищут новые мехи для старого феодального вина, пока оно не скисло от небрежного хранения. Ценности дивного нового мира, где есть права человека, соцгарантии и прочая благодать, в огрублении профанирующего масскульта подвергаются проверке на устойчивость, получают конкурентные альтернативы из былых эпох либо открывают в идеализированной современности чёрные стороны, ранее неприметные. На наших глазах происходит своего рода непрерывное тестирование "старого" и "нового" в антипрогрессистском ключе. Поскольку "большой" кинематограф вынужден быть толерантным, только упёртые консерваторы, - и среди них креативщики из "Эсайлум", - фиксируют в художественных образах реалистичный баланс общественного скепсиса.

Возвращаясь к Джеку-убийце и мстителям Гримм.
Первый фильм - технофэнтези на тему сказки о бобовом зёрнышке. Юноша Джек попал в мир, где можно жить почти вечно и не стариться. Что же он предпринял? Кроме срочного избавления себя самого и тамошних знакомцев от проклятия вечной молодости, а также истребления подвернувшейся экзотической флоры и фауны, Джек не предпринял ничего. Ну чё, молодчина, так держать. Кому ж из тинейджеров нужна вечная молодость, знамо дело, а уж равновесие экосистем и вовсе острый нож в сердце всякого уважающего себя юноши. И так в его семье из поколения в поколение, между прочим. Один идейный гадёныш на поколение, и всё человечество без вечной молодости.

vlcsnap-2016-09-25-19h21m51s75 vlcsnap-2016-09-25-19h17m04s18

Второй фильм - мистический боевик-антиутопия о том, как прекрасные воительницы из сказок спасли граждан США от происков демократии, оборачивающейся махровейшим тоталитаризмом и подавлением даже не инакомыслия, а вообще любой индивидуальности. Дополнительная фишка в том, что четыре сказочные воительницы как бы аристократки из богатых дворцов и замков, а пятая - деревенская плебейка и настроена к коллегам скептично. Аристократки научили дуру-плебейку, что решение командных задач требует подчинения военной дисциплине... но станут ли считать её себе ровней, большой вопрос. Комический фон фильма составлен из непонимания аристократками этикета криминогенных городских районов.

vlcsnap-2016-10-10-16h53m17s105 vlcsnap-2016-10-10-17h41m32s146
Tags: 2010-2019, asylum, политика в кино, фэнтези
Subscribe

  • Безусатый нянь, или Праздник послушания

    Маленькие чудовища / Little Monsters (Великобритания-Австралия-США, 2019, реж. и сценарист Эйб Форсайт) Группа детсадовцев на автобусе прибыла…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Безусатый нянь, или Праздник послушания

    Маленькие чудовища / Little Monsters (Великобритания-Австралия-США, 2019, реж. и сценарист Эйб Форсайт) Группа детсадовцев на автобусе прибыла…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…