Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Наполеон" Абеля Ганса (Франция, 1927)

Ссылка на иллюстрированный пост
Ссылка на иллюстрированный пост от illa-anna
Вот ещё со скриншотами, на украинском языке

"Наполеон" Абеля Ганса - такое кино, что хочется, по методу Робинзона, разлиновать листок на два столбика и расписать все плюсы и минусы.

МИНУС: Ооочччееенннь длинный фильм. Не знаю, есть ли вариации в версиях. Мне досталась на 3 часа 56 минут. Вирированная, с английскими интертитрами и русскими субтитрами. Большинство эпизодов - по делу. Но часть хронометража - словно из салонной драмы.
И, как бы это выразится тактично, - не все общие планы одинаково хороши.

ПЛЮС: Ооочччееенннь много всяких кинотрюков.
Во-первых, знаменитый полиэкран Ганса Абеля. Только я не знала, что там два вида этого приёма. Для тех, кто тоже вдруг не в курсе: там ближе к началу фильма есть кадр, где экран делится на четыре части, в каждой из которых - своё изображение, а те, в свою очередь, тоже делятся на экранчики. Такие полиэкраны на нынешнем ТВ - в порядке вещей. А второй вариант - выстраивание панорамы из изображений, снятых одновременно на три камеры с таких точек, чтобы боковые края изображений при совмещении давали эффект "широкоэкранности". Сейчас так, наверное, только в фотоделе панорамы выстраивают, и специальная функция в фотоаппарате есть.

Во-вторых, Ганс Абель ответственно подошёл к выразительным возможностям движения камеры. ОБАЛДЕНЕН эпизод, где тряской камеры переменчивая фортуна вождей Конвента в зале собраний сравнивается с качкой лодки Наполеона, в одиночку бегущего с Корсики. Динамично, толково, и это действительно стоит видеть!

В-третьих - ассоциативный монтаж и совмещение двух изображений в одном кадре так, что они как бы просвечивают друг через друга (двойная экспозиция, кажется?). У Наполеона-ребёнка был ручной орёл в клетке, так и ребёнка режиссёр ловко в клетку поместил, и этого орла потом весь фильм припоминал.

В-четвёртых, внутри самого кадра при съёмке возникали интересные эффекты. Запомнилось, например: у Робеспьера на столе биография Кромвеля лежала, на неё упала тень от какой-то канцелярской штуки, - это выглядело, как тень от гильотины, и Робеспьер испугался.

МИНУС: Взрослый Наполеон похож на Крошку Цахеса - узкий рот, нависающий нос и общая сутулость. Особенно он похож на Цахеса в тот момент, когда репетирует объяснение в любви с Жозефиной.
И волосы у него всю дорогу длинные прямые, чёлка как по линейке обрезана, - такие волосы, словно он сам их себе стрижёт, причём садовыми ножницами.
На портретах из школьного учебника на меня смотрел совсем другой Наполеон - пухлощёкий симпатяга с нежным взором и модельной стрижкой. Ну понятно, в учебниках - портреты Императора, а в фильме он ещё только делал карьеру от лейтенанта до генерала. И актёр, действительно, внешне похож на Наполеона с портретов, но Наполеона голодного и без перспектив миловидности. А перспективы нужны, куда ж без них!

ПЛЮС: Ребёнок-Наполеон очень мил. Этакий суровый ангел.

МИНУС: Игра некоторых актёров слишком театральна.
Марат мне совсем не понравился, губы по-дурацки выпячивал. Наверное, это для того, чтобы подчеркнуть прущую наружу сущность социопата у власти. Но всё равно - слишком в лоб. Как понимаю, Марата сыграл великий Антонен Арто. У Дрейера в кинопоэме о Жанне его лицо как-то, действительно, человечнее смотрелось. В "Наполеоне" он просто животное какое-то.

ПЛЮС: В роли Сен-Жюста снялся сам Ганс Абель. И очень удачно снялся!

МИНУС: Музыкальное сопровождение не вполне соответствует изображаемым событиям. Например, есть батальная сцена, где барабанщики погибли, но выпавший град заменил барабанщиков. В музыке же не было никакой разницы между отрепетированной маршевой дробью и беспорядочными ударами градин.
Кроме того, раздражали постоянные намёки на "Марсельезу" без самой "Марсельезы".

ПЛЮС: В тексте титров встретился пассаж "резонируя с великим эхом революции". Это про Наполеона. Люблю такие казённые обороты!:)) Сразу вспомнилась фраза из Вудхауза "вибрируя, как Гусиков тритон".

МИНУС: Авторы всё намекали, намекали, что Жозефина отнюдь не целомудренна, но в сюжетную линию эти намёки не сложились.
Имхо, сценарий рыхловат. Биография Наполеона довольно слаженно развивалась параллельно биографии кухонного рабочего из колледжа, где обучался маленький корсиканец. Но почему свидетель детских игр, ставший переписчиком расстрельных списков, слопал именно досье Наполеона, а не чьё-то ещё... и зачем его коллегой было сжёвано досье разбитной разведёнки Жозефины... Такая избирательность переписчиков меня удивила.
UPD: illa-anna напомнила о том, что 3.56 - это не авторский хронометраж Абеля. Минус "рыхлого сценария", пожалуй, можно вычеркнуть. 

ПЛЮС: Ганс Абель преуспел в "живых картинах". Эротическая пляска парижских барышень, переодетых вакханками, - она и сейчас из серии "детям до 16", очень бодрит. Особенно впечатлил выбранный оператором ракурс - мелькают ляжки и груди, а выше плеч камера вообще не интересовалась. Такая искреннность сладострастия!:))
Батальные эпизоды смотрятся по-настоящему страшными: убийства, боль, уродства, торчащие из земли руки, смерть, грязь (реально - жижа и месиво).

Маменька зашла в комнату, выдала мне лимон, нож, разделочную доску, сахарницу и банку под готовый продукт.
- Брачная ночь! - ткнула я ножом в сторону экрана. - Надеюсь, он снимет мундир.
- Это не обязательно, - сказала мама.
Tags: 1920-1929, историческое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments