Так я впервые узнала, что зрители действительно могут не воспринимать иносказания. В кадре словами обозначена порка, а всеми остальными способами нечто куда более унизительное и разрушающее личность мужчины. Но зритель среагировал только на слова и обвинил бесстрашного Лоуренса в боязни быть выпоротым.
С другой стороны, легко мне быть такой проницательной и считывать подтексты из "Лоуренса Аравийского", если своими глазами видела, какими эмоционально искорёженными, например, выходят после отсидки красивые молодые мальчики, сдуру вляпавшиеся в поножовщину. Что характерно, выражение "участь хуже смерти" принято употреблять только по отношению к женщинам. Но мужчин эта "участь" духовно убивает куда вернее.
Конечно, не могу судить, стал ли "Лоуренс Аравийский" первым фильмом, где был так жёстко поставлен вопрос о практиках стопроцентного изничтожения личного героизма. Видимо, речь идёт всё-таки о первом высокобюджетном и как бы мейнстримном фильме такого рода.