Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

L'enfant sauvage Франсуа Трюффо, 1969

Дикое дитя = Дикий ребёнок
Издание на русском языке под названием "Дикий маугли"
Франция, 1969, ч/б.
Реж. Франсуа Трюффо. В ролях: Франсуа Трюффо (доктор Жан Итар), Жан-Пьер Карголь (дикий мальчик Виктор) и др.

Экранизация дневниковых записей доктора Жана Итара, в 1798г. приступившего к проведению психолого-педагогического эксперимента по социализации юного дикаря. Абсолютно дикий мальчик лет десяти-двенадцати был пойман в лесу крестьянами. Из хроники его воспитания и борьбы за свои права составился сюжет фильма.

Жан-Пьер Карголь великолепен в роли звероребёнка. Одна только непривычка к прямохождению чего стоит. И реалистичное подламывание ног в сцене с надеванием обуви.
Личное явление режиссёра в роли доктора Итара стало для меня дополнительным приятным сюрпризом по окончании просмотра, поскольку (по детской привычке) я почти никогда не смотрю вступительные титры. Просто думала на протяжении всего фильма - до чего же хорош этот актёр в роли Итара, какой же у него замечательный профиль, прямо таки созданный для костюмных ролей во французских фильмах.

Итак, в руки учёного попалась tabula rasa - живущее простейшими инстинктами человеческое существо с проблесками сознания. Никакой морали. Никаких приличий и стыдливости. Никаких привязанностей, дружественных предпочтений и самоограничений. Зверёныш элементарно кусался и выл, не реагировал на человеческую речь и незнакомые звуки, и никому не был благодарен.

Методом кнута и пряника, пищевой стимуляцией и настойчивой дрессурой, Жан Итар добился ответа на самый главный свой вопрос: остаётся ли свобода воли у дресированного, запрограмированного существа.

По этой причине фильм обрывается так же внезапно и шокирующе, как "Театральный роман" Булгакова. Хочешь продолжения, развития, но самое главное уже сказано и режиссёр показал не биографическую историю, а расшифровку своей нравственной формулы.
Научится ли Виктор говорить, останется ли жить с людьми, и примут ли его люди, - это всё второстепенные для Трюффо вопросы. Задаваемые после того, как прояснён вопрос главный: подчинение человека человеку не является врождённой потребностью, и поэтому не является и природным правом.
Tags: 1960-1969, педагогика сотрудничества
Subscribe

  • Безусатый нянь, или Праздник послушания

    Маленькие чудовища / Little Monsters (Великобритания-Австралия-США, 2019, реж. и сценарист Эйб Форсайт) Группа детсадовцев на автобусе прибыла…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Демографический невроз в кинематографе

    От скуки мастер на все руки. Завела новый тег "демографический невроз в кинематографе". Для этого отрыла в глубинах блога американскую комедию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments