Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

В поисках высокой неклассики

Аранда Висенте. Любовники. Испания, 1991.
Испания 1950-х. Демобилизованный солдат Пако считается женихом влюблённой в него образцовой служанки Трини. Но, что поделать, его выбрала в любовники аферистка Луиза (всегда божественная Виктория Абриль), у которой Пако пришёл снять комнату.
В браке с юной набожной Трини у складского грузчика есть шанс завести собственный бизнес, поскольку у Трини есть небольшие накопления. С горячей вдовушкой Луизой его ждут взаимная страсть и финансовая катастрофа.
Почему этот Пако такой ценный приз, я не поняла: мало ли в Испании молодых и здоровых грузчиков, причём грузчиков инфантильных, безинициативных и малоинтересных. Тем не менее, Трини и Луиза крайне болезненно воспринимают саму мысль о существовании друг друга. Пако уже и сам не знает, которой из двух он жених, а которой - любовник.
Целый фильм длится простая и сравнительно понятная история вруна, пытающегося не поссорится с обеими женщинами. Однако, финал оказался сокрушительно жестоким, на уровне античной трагедии.

Ардженто Дарио. Феномен. Италия, 1984.
Дженнифер, дочь актёра-кинозвезды, кочует по пансионам для девочек, где свежая девичья красота однажды обязательно притягивает к себе всех демонов больного подсознания. Цветы невинности насаживаются на пику, подобно кускам мяса на шампур, а полиция и руководство пансиона даже охранника в холл не ставят.
Практически сразу становится понятно, что в "Феномене" эксплуатируется идея беззащитности индивидуума перед своими страхами. Всё же, материализация феномена зависти приняла у Ардженто совсем уж причудливый характер. С другой стороны, кто ж ещё может ненавидеть юных красавиц, как не самый жуткий уродец, какого только смог придумать художник-постановщик?
>
Аркан Дени. Нашествие варваров. Канада, 2003.
Последние дни жизни пожилого канадского университетского профессора, известного как гедонист, кухонный социалист и завзятый бабник.
Дени Аркан предложил несколько неожиданный взгляд на подведение жизненных итогов, на размышление о конфликте поколений и на охрану рубежей культуры. Здесь умирающий представитель поколения свободной любви, наркотиков и социального неповиновения наблюдает, в чьи руки попадёт культура, которую его поколение играючи сдало нашествию варваров - циников и бездельников, ставших хозяевами жизни при попустительстве таких как он интеллектуалов.
Странным образом, его сын-бизнесмен, вызывавший в отце только разочарование своей приземлённостью и неодухотворённостью, вдруг - не через трепотню языком, а через активное действие, - раскрывает такие грани своей натуры, именно которые и требовались в ситуации со стремительно угасающим онкологическим больным. Организовывает отдельную палату. Находит способ снять боли героином. Обеспечивает отцу общество друзей.
Фильм смотрится с интересом. Однако чёткости выводов от него ждать не стоит.
Не знакома с канадскими реалиями и поэтому не могу судить, почему в "Нашествии варваров" никому не досталось так, как медицинским профсоюзам.

Баркер Клайв. Ночной народ. США, 1990.
Эффектная история противостояния истинного и мнимого уродства. Но для меня - история слишком запутанная. Поскольку здесь предметом Клайва Баркера стал "образ врага", фильм оказался, пожалуй, чуть перегружен социальными аллюзиями. При этом некоторым персонажам, - укусившему Аарона Буна монстру с длинными косичками-дредами и пьянице-священнику, - не хватает хотя бы самой общей предыстории, объясняющей истоки их непримиримости.
В персонаже Дэвида Кроненберга, психоаналитике Деккере, не смогла углядеть психологической мотивированности. Желание изничтожить мутантов понять ещё как-то можно, но чем ему не угодили мирные американские обыватели и их малютки-дети? Поскольку из фильма не ясно, а книгу я не читала, рискну предположить, что кровавые видения Аарона вызвали в убийце неконтролируемый приступ зависти. Маньяк, что с него взять! Убийце приходилось потопать ножками и помахать ручками, чтоб добраться до жертв, а телепат Аарон получал всё совершенно даром во сне и даже не без удовольствия.

Борнедаль Уле. Ночное дежурство. Дания, 1994.
Студент Мартин устроился работать ночным дежурным в морге. Он совсем не обрадовался, когда понял, что какой-то некрофил облюбовал этот морг для своих развлечений. Тем временем в городе орудует маньяк, потрошащий проституток, а весёлый приятель Мартина не прекращает свои опасные шуточки над ночным дежурным.
Хотела увидеть фильм потому, что запомнился снятый тем же режиссёром американский ремейк 1997г. Существенное отличие одно - на роль приятеля Мартина у американцев был взят харизматичный актёр Джош Бролин с внешностью героя-любовника, отчего персонаж автоматически попадал в число подозреваемых в серийных убийствах. В датском фильме типаж актёра совсем иной (он похож на Джеймса Белуши), из-за этого акцент сразу смещён на настоящего убийцу. Справедливости ради замечу, что и датский актёр на роль Мартина тоже не отличается ярко индивидуальной внешностью - сразу напомнил Тиля Швайгера.

Варнье Режис. Я хозяин замка. Франция, 1988.
Франция, 1954г. Два маленьких мальчика остро переживают смерть родителей. У белобрысого припадочного Тома умерла мать, зато его отец - богатый землевладелец. У темноволосого Шарля отец пропал без вести в Индокитае, зато мама-медсестра - само совершенство и красотка, каких поискать. Том завидует изобилию материнской ласки, изливаемой на Шарля. Шарль завидует изобилию денег, защищающих Тома от превратностей неустроенного быта.
Музыкальная тема фильма взята из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева. Однако в рассказанной истории больше ассоциаций с перипетиями "Золушки", только конфликт сводных братьев не может найти своё разрешение за пределами семьи, обратившись в традиционное соперничество за какую-нибудь принцессу. Все свои отношения дети выяснят между собой, и добром дело не кончится.

Вендерс Вим. Страх вратаря перед одиннадцатиметровым. ФРГ-Австрия, 1971.
Вендерс ранний, но уже вполне фирменный. Любителям экшена здесь ловить вообще нечего. Исключительно неторопливая история о случайном убийстве и всегдашнем одиночестве.

Спилберг Стивен. Парк Юрского периода. США, 1993.
Джонстон Джо. Парк Юрского периода-3. США, 2001.
Ради Сэма Нила я и не такое могла бы посмотреть. Хотя вообще-то неприятно видеть на экране вопиющую халатность и самонадеянность людей, имеющих дело с хищными тварями размером с трёхэтажный дом. Однако у Спилберга применён удачный ход - герой Сэма Нила не столько борется с динозаврами, сколько со своей некоммуникабельностью в общении с тинейджерами. Ещё не известно, с кем ему труднее иметь дело, ведь динозавры хотя бы предсказуемы.
В фильме Джонстона ужасно раздражала Теа Леони. Какая-то в ней искусственность, в то время как даже ненавистная мне Лора Дерн смотрелась вполне по-человечески.
Tags: 1970-1979, 1980-1989, 1990-1999, 2000-2009, динозавры в кино, маньяки в кино, монстры в кино
Subscribe

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments