Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Паразит / Kiseijû: Sei no kakuritsu (аниме-сериал, Япония, 2014)

vlcsnap-2017-01-03-14h56m21s177 _ vlcsnap-2017-01-02-23h44m43s9

Полку похитителей тел прибыло. Тела людские крадутся индивидуумами плотоядной мыслящей мышечной ткани-трансформера, возможно инопланетной, но не обязательно.
К неудаче одного из похитителей, захватить удалось не всего целиком японского школьника, а только правую руку. Глупая ситуация, пришлось договариваться. Вы когда-нибудь пробовали вступить в переговоры с критикующей ваши действия вашей же рукой? И кто победил? То-то же.

Не все замечают, но источник большинства концептов современного развлекательного кинематографа - учение академика Трофима нашего Денисовича Лысенко (1898-1976), уроженца цветущей Полтавщины, любимца наций и вылитого киноартиста. Любимцем наций он будет ещё лет дцать, потому что тезис о "наследовании приобретённых уклонений" обладает сногсшибательным воздействием на податливые умы. Трофим Денисович, правда, как-то всё больше в области растениеводства высказывался. Но ясно же, если академик мамой поклялся, будто растения, изолированные от разлагающих примеров и обученные строиться в колонну по три и петь маршевые песни, непременно передадут эти навыки своим потомкам в качестве необоримого императива, то речь шла явно не о растениях. Академик поклялся, а мир сошёл с ума от желания испробовать его рецепты на себе.

Как мы все помним, хитом лысенковской школы считается повальная гибридизация всего со всем.
Гибридизация! Есть в этом что-то богоборческое, прометеевское, я считаю. Шесть дней прививаешь пшеницу к полыни, на седьмой отдыхаешь. Или, например, можно привить непонятного червячка к правой ладони несовершеннолетнего очкарика.

vlcsnap-2017-01-02-23h04m20s104 _ vlcsnap-2017-01-02-22h54m05s96

Главное, помнить: суть не в том, какие именно плюшки бытия при обмене жизненными соками достанутся кустистой полыни от маленького прутика пшеницы, а в том, что полезного получит изысканный тонкий колосок от ординарного сорняка. Вот тут-то японцы и слажали, поправ элитаристские заветы лысенковской биоинженерии. Они привили классного червячка к бесполезному школьнику и углубились в приобретённые уклонения школьника вместо приобретённых уклонений червячка. Финальная экологическая риторика, к сожалению, ещё больше подпортила впечатление от неправильного выбора протагониста. Всё не то! совсем не то! где опровержение генетики служанки империализма животворящее? где порох, где пороховницы?! где песнь о наследуемых свойствах, возникших путём упраженения?!
Так всегда бывает. Потому-то над школой Лысенко и смеются, что сами не умеют правильно применить, хотя бы и в мультфильмах. Какой урок для всех нас.
Тем не менее, в тему передачи потомству гибридизированного генетического материала авторов всё-таки занесло. Чуют, чертяки, где жирный кусок... правда, как следует облизать побоялись.

vlcsnap-2017-01-03-17h09m07s228 _ vlcsnap-2017-01-03-11h43m04s166

Само собой, узкие специалисты предпочли бы аналогию с "Руками Орлака" (Австрия, 1924), где главгерой тоже утратил контроль над зловещей конечностью. Действительно, в "Паразите" заметна орлаковская тема победы дионисийского Бессознательного над аполлоническим Сознательным. Но я в данном случае за узко-лысенковскую интерпретацию, потому что именно в ней акценты расставляются в соответствии с сюжетикой "Паразита". Всё тёмно-дионисийское сценаристы сладострастно выкопали из школьника, а за светло-прагматичную аполлонистику отвечал колосок, тьфу, червячок.

_ vlcsnap-2017-01-03-14h59m21s179

Куда интереснее обратить внимание на тот факт, что червячки-захватчики в "Паразите" появляются на свет, как Дюймовочки, из распустившихся бутончиков. Скриншот не сделала, верьте на слово. Ну, думаю, а японцы-то глубоко копнули, хоть я тут и ёрничаю потихоньку. Это ж самая что ни на есть иллюстрация к учению академика Ольги нашей Борисовны Лепешинской (1871-1963) о зарождении живой материи из чего ни попадя (из бесструктурного "живого вещества"). Само собой, Т.Д.Лысенко на О.Б.Лепешинскую тоже ссылался с большим почтением, а теперь японцы ловко реализуют её интеллектуальный багаж в мультфильмах, не платя наследникам ни йены за юзанье концепта. И снова какой урок для всех нас.

Бог с ней, с Лепешинской, мало ли странноватых интеллектуалок, одной больше, одной меньше, все там будем. Зато очевидная асексуальность порождённых вне полового диморфизма "чужих" по-своему завораживает. Что хотели авторы этим сказать? Например, этим могло быть сказано, что человечеству нечего предложить равнодушной вселенной на постоянной основе, только однократное самопожертвование себя как куска пищи для высших форм жизни. А каждый день под боком мы им нафиг не сдалися. Не возбуждаем мы вселенную, короче говоря.
Посмотрите, насколько дискомфортно в оболочке землянина паразитам, то бишь высшим формам жизни. Если применительно к рядовым хомосапиенсам снова и снова будет повторяться трогательный вид сверху на девичьи коленки как источник восхитительного спектра скромных переживаний, то чувственные грани паразитного антропоморфного существования получат негативные коннотации - секс без энтузиазма, а благородная ярость в самых холодных тонах.

vlcsnap-2017-01-03-17h43m17s236 _ vlcsnap-2017-01-03-16h16m52s68

Если же отвлечься от конкретных удачных деталей, получился сериал по мотивам мифологии "гулей" с типично тинейджерской адресацией зрелища. Адресацию видно даже не по возрасту главгероя, а по тому, как он находит в себе новые качества после пугающего опыта пристального внимания со стороны посторонних. Классическая проблематика, как ни взгляни.
Прилагаются и традиционные сопутствующие составляющие, как то геройские/супергеройские закидоны и самокопания главгероя, имеющие целью как бы тренинг эмоциональной моторики зрителя, а на самом деле - экстенсивное наращивание хронометража за счёт необязательных для сюжета мылодрамных коллизий.

Впрочем, конкурирующего персонажа так просто не затолкаешь. И вот он стоит один против всего мира, флегматичный гуманитарий-философ, мужественный боевой малыш, совсем как тот гремлин в распахнутом пальтишке, но вынужденный тащить за собой обременение в виде нудящего носителя-человека. Этика малыша альтернативна привычным схемам, на каждый тезис у него есть разумное возражение, теологи и академики нашли бы о чём с ним потолковать. А среди своих он вообще инвалид-колясочник и чёртовы спартанцы всегда норовят запулить им в пропасть. Приходится отбиваться от каждого встречного и не с кем поговорить о личном. Какое богатое поле для драматургических экспериментов!

vlcsnap-2017-01-03-15h51m23s169 _ vlcsnap-2017-01-03-16h08m18s86

Однако адресация рулит, авторы покорно обслуживают запросы целевой аудитории. Юным эгоцентрикам по нашу сторону экрана интересны только они сами, любимые, и чтоб им ещё и в любви признавались со всех сторон. Поэтому построения авторов относятся, скорее, к обыгрыванию сфер жизненного цикла подростка, чем к расширению червячковых (а заодно и общечеловеческих) этических горизонтов.
Как водится в подростковом кино, последовала цепочка доказательств, что гормональные взрывы полезная штука. Соответственно, гормональная нестабильность юного зрителя преподносится ему же как некая ценность, имеющая позитивное практическое значение.

Ну, само собой, простейший способ - изобразить главгероя сначала близоруким заморышем, а потом сразу загадочным красавцем, да ещё и с декларацией о Любви к Мудрости прямо на курточке. Уж понятно, никто не сможет так шикарно преобразиться, если от природы гормонально с_т_а_б_и_л_е_н.
Так что если ты был хорошим мальчиком, слушал маму и кушал кашу, а потом начались конфузные непонятки из области физиологии, то всё пучком, это ты так улучшаешься, а не портишься.

vlcsnap-2017-01-02-22h54m01s52 _ vlcsnap-2017-01-03-18h37m18s143

Второй способ, более тонкий (и драматургически более выигрышный), состоит в том, чтобы представить типовые подростковые волнения как священное инициатическое знание.
Взять, скажем, червячка. Он легко познал сумму человеческих экзотерических знаний, то есть знаний, беспроблемно и целиком отчуждаемых от знающих. Попросту говоря, прочитал книжки и пролистал интернет. Такой маленький, а уже энциклопедист. Но эмоции? Суть эмоций вычитать из книжек трудно, потому что она требует опыта, а опыт всё не приходит и не приходит, поскольку червячка практически невозможно взволновать неразрешимой логической дилеммой, ведь они для него все разрешимые.
Хомосапиенсы бестолочи, за пределы учебника нипочём не выходят. Зато инициатическим знанием богаты, ведь, в отличие от червячка, настроены не на управление сознательной когнитивной деятельностью, а на управление бессознательным опытом. Например, если школьница видит сон, то там она в подвенечном платье и её хотят придавить-истерзать толпы монстров. Куда уж яснее. Невинная дева, а уже полный спектр эмоций и чёткое представление о последовательности грядущего, даже если оно так и не наступит.

vlcsnap-2017-01-03-11h59m32s74 _ vlcsnap-2017-01-03-14h26m35s229

В свете случившейся на днях неприятности с бестолковой новой серией английского детектива "Шерлок", я склонна счесть тенденцию настораживающей. К чему этот фанатизм в последовательном запараллеливании реальности и экранных фантазий? Зачем искать высокое в ординарном, отворачиваясь от реально непознанного? Моя версия: из кино ушла безуминка, потому что рацио настаивает на самопрезентации, а этика вступила с эстетикой в дихотомические отношения вместо былых диалектических. Ну нет у рацио синергетического эффекта, нет его и у бодания этики с эстетикой, что ж все за них так цепляются-то?
Впрочем, сейчас мы на том витке культурной спирали, когда смачных диалектических антитез и требовать бесполезно. Сами посудите: шикарное кино 1920-х, тридцать лет спустя скучнейшие эпики 1950-х, ещё тридцать лет спустя бешеный рывок энергетики 1980-х, а ещё тридцать лет спустя как раз мы с вами в 2010-х кукуем и гадаем, куда делось всё классное. Никуда не делось, просто наша синусоида сейчас не в лучшей форме. Погодите тридцать лет, всё снова будет.
Tags: 2010-2019, анимация, аниме, монстры в кино, фантастика, цветения пора, японская анимация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments