Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Код Гиас: Восставший Лелуш / Kôdo giasu: Hangyaku no rurûshu (2 сезона аниме, Япония, 2006, 2008)

05 vlcsnap-2017-01-06-13h26m46s119

В альтернативном будущем Япония захвачена Британской Империей, переименована в Одиннадцатый Сектор, а местное население низведено до положения морлоков при британских элоях. (И да, в свете выхода Великобритании из Евросоюза "Код Гиас" из футуристики превратился в почти прогностику).
Национальное подполье действовало бестолково и спонтанно, пока инициативу и лидерство не перехватил таинственный Зеро, скрывший свою личность под маской. Так у японцев появился новый вождь нации, пообещавший освободить Японию и уничтожить Британию.
Кто ж знал, что Зеро - это один из наследных принцев британской монархии Лелуш, попавший в опалу и сосланный с отцовских глаз на окраину империи. Он только что обрёл парапсихологическую способность к невероятно мощному гипнозу, заодно к разрушению любой социальной системы через дестабилизацию человеческого фактора, и преследуемая им цель с Японией вообще не связана. Зато благодаря гипнотическим штучкам Зеро подпольщики обзавелись британским супероружием, гигантскими боевыми роботами, и всё заверте вихрем логических подмен в дилемме цели и средств.

01 02

Амплитуда ударов и контрударов всё увереннее приближалась к грани новой мировой войны, но тактическая задача скрывать свою личность принудила Зеро-Лелуша по-прежнему имитировать образ жизни обычного школьника. Соответственно, "Код Гиаса" должен считаться произведением для юношеской аудитории, поскольку замыкает цикл глобальных военно-политических телодвижений внутри жизненного цикла студиозуса обыкновенуса. На всё-то у него есть отмазка - и на нонконформизм, и на конформизм. Типа, он творил судьбы человечества в те дни, когда прогуливал лекции и внеклассные мероприятия. Зато на уроках хорошо отсыпаться после творения судеб, так что в школу он всё-таки периодически приползал.

03 04

Сделай авторы школьные перипетии чем-то весомым в жизни Лелуша, сериал слова доброго не стоил бы. К счастью, обслуживание целевой аудитории пошло совсем другим маршрутом и вот это уже тема для разговора.
Ведущая черта, бросающаяся в глаза чуть ли не с первой же серии, - то, как японские авторы ни мало не смущаясь перенесли на персонажей-британцев ментальные свойства самих японцев, а персонажам-японцам предоставили роль универсально хороших парней без национальной специфики, как из американских боевиков. Мне, зрительнице-иностранке, нет возможности уловить тонкие месседжи, адресованные авторами к "своим". По крайней мере, ясно, что подмена ролевых моделей понадобилась для усиления негативных коннотаций именно отечественной культуры. Выполнить такое на антитезе, на обрисовке насилия по отношению ко впитанному с молоком матери, - очень смелый и неожиданный ход. Скажем, представьте фильм о том, как богатенький Евросоюз коварно соблазнил Калининградскую область денежными призами и подарками, ребята подсуетились с референдумом и дальше горюющие москвичи начали в знак протеста щеголять рубахами с вышитыми васильками. Это не наша ролевая модель, но разве она выглядит чем-то невозможным? Такого рода сюжет, полнота эмоционального воздействия которого недоступна иностранцам, стал бы аналогом "Кода Гиас" для сугубо внутрироссийского употребления.

06 07

Судя по сетевым обсуждениям, основным маркером того или иного кинокритического базиса для зрителей остаётся сопоставление "Кода Гиас" с "Тетрадью смерти". Присоединюсь к тем, кто считает такое сопоставление механистическим. Дилемма цели и средств в "Коде Гиас" главный внутренний фактор, определяющий действия главгероев, в то время как в "Тетради смерти" это внешний фактор, влияющий больше на практику социальной самопрезентации, чем на реальный выбор между добром и злом.
Сама склонна считать идейным предшественником "Кода Гиас" х/ф Линдсея Андерсона "Если..." (1969), где угнетённый бунтует не против порочной практики угнетения как такового, а против недопуска в круг угнетателей. Правда, авторы аниме постарались выкрутиться из логической ловушки Андерсона, но таким способом, который лично меня совершенно не убедил. "Код Гиас" в целом отличает то свойство, которое наугад обзову "парадигматическим школярством", - опора на отвлечённые суждения, почерпнутые из умозрительных источников, а не из практического, желательно личного, жизненного опыта. Величайшим образцом парадигматического школярства я бы назвала фильм Вачовски "Матрица", выстроивший эпохальные обобщения на смехотворнейшем допущении о всеобщей добровольной наркотизации. "Код Гиас" далеко не так нелеп, но источнику его несомненного драйва и захватывающих сюжетных поворотов недостаёт чего-то такого, что делает бесспорными полифонию индивидуальных мотиваций и закономерности в подвижках коллективного бессознательного. Пожалуй, избыток личностных фрустраций слишком часто влиял на сюжет, хотя и нельзя сказать, что сценарий из серии в серию похож на конспект футуристических лекций яйцеголовых популистов, в стремлении упрощать текст дошедших до примитива.

02_2 vlcsnap-2017-01-06-19h14m38s201

В общем, 50 серий без проблем отсмотрела, даже с огромным удовольствием. Другое дело, что синергетических эффектов эти 50 серий мне не дали.
Tags: 2000-2009, анимация, аниме, военное кино, политика в кино, фантастика, японская анимация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments