Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Теория "конвенциональной" рецензии

Пост об "универсальных" рецензиях имел некоторый успех. Напомню: "универсальная" рецензия - это текст, в котором объект описания нельзя определить из контекста. Жанр имел своих виртуозов, но массового характера не приобрёл ввиду низкой потребительской культуры нас самих как аудитории - уж очень сильно энтузиазм автора зависит от качества обратной связи.

Сегодня под нашими лупами рецензия "конвенциональная". Это текст компромиссного, антибунтарского характера, представляющий собою беллетризованную фактографию.
Типовая структура конвенциональной рецензии вполне устоялась: минимальное или развёрнутое превью сюжета, + перечень факторов, повлиявших на выбор данного фильма к просмотру, + личный зрительский опыт.
С точки зрения маркетологов, каждый такой отдельный юзерский текст даёт взгляд потребителя на фильм как на кинопродукт с измеряемым коммерческим потенциалом и одновременно удобен для контент-анализа при изучении факторов массового зрительского интереса. Грубо говоря, эти тексты подходят для машинной обработки, потому что "конвенциональные" рецензенты предпочитают использовать слова-маркеры - фамилии рейтинговых актёров, обозначение общепризнанных "фишек" фильма, чёткие жанровые определения, однозначную оценочную лексику.
Машинная обработка?.. так это вообще не литература? Ничего подобного, перед нами ещё один по-настоящему сложный жанр сетевого рецензирования, лишь на первый взгляд выглядящий лёгким. Нельзя просто написать текст по лекалам и иметь успех автоматически. Литературная сверхзадача - подсоединение читателя к коллективному либидо. Только по этой причине ведущая особенность такого текста в принципиальной неуникальности содержания, а вовсе не по причине недостатка фантазии у автора. При этом структура текста настолько понятна и удобна, что многие предпочитают именно этот формат, хотя он и сковывает творческие горизонты, ведь на коллективном либидо свет клином не сошёлся.

[UPD по просьбам публики: Коллективное либидо (вожделение), наверное, удобнее всего рассматривать как форму синергетического эффекта толпы. Совокупность эмоциональных откликов не плюсуется механически, а даёт некий дополнительный аспект, дополнительный вектор движения. То есть, если найти, в чём целое больше суммы составляющих, то станет видна и конкретика (адресация) коллективного вожделения. Подозреваю, это высший пилотаж кинокритики, до которого мне расти и расти. Но интуитивно угадывать можно пытаться, почему бы нет]
Tags: критика как практика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments