Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Патриотизм не заказывали?

Не все сегодня знакомы с понятием "оборонной драматургии". А ведь с конца 1920-х и в течение 1930-х эта штука входила в госзаказ отдельной строкой. Имелись в виду не только учебно-документальные фильмы для армии, но и художественные зрелища, стимулирующие в аудитории чувство причастности к "мобилизационному ресурсу". "Чапаев", например, считался "оборонным" фильмом.

Со сцены и с экрана зрителей наставляли, как быть готовыми к защите отечества от агрессоров. А именно, ставить общественное выше личного, тренировать устойчивость психики к паническим атакам, владеть технологиями гражданской обороны и всякими полезными навыками, добровольно маркировать своё возможное место в рядах мобилизуемых, рассматривать армию в качестве престижного сообщества, докладывать куда следует о потенциальных прорехах систем коллективной защиты и жизнеобеспечения, а главное - держать руку на пульсе актуальных политических стратегем, чтоб в случае чего сразу отличить "своих" от редисок. По правде говоря, оно и неплохо бы. Мало ли какой талибан подкрадётся, а мы их рррраз и всем ресурсом задавим.

Увы. Чтоб рассказать людям, как правильно поступать, надо же и самому в этом разбираться. А у нас кто? среди драматургов разве что Всеволод Вишневский был настоящий фронтовик, ну может и ещё парочка. А так сплошь тыловые крысы, максимум писаки штабные, которым нечего людям сказать толкового. Инсценировка "мобилизационной готовности" оборачивалась параноидальным поиском повсюду шпионов, диверсантов, вредителей и саботажников, и вот уже образ врага формировался даже там, где в художественном пространстве традиционно предоставлялось место для уюта, тишины и гармонии среди берёзок. Поэтому в 1930-х никого нельзя было удивить сказкой о мирных пейзанах из приграничного колхоза, изловивших только что просочившегося через границу диверсанта с рюкзаком взрывчатки. Например, прелестная работница дальневосточного зверосовхоза из "Девушки с характером" (1939) мимоходом (!) на сеновале осуществила гражданский арест бородатого нарушителя идиллии у госграницы.

vlcsnap-2016-02-28-15h12m42s84

Раз уж простой сеновал отпочковывал коварных диверсантов, какие же чудеса творились в сюжетах о стратегических стройках и военных заводах? Ох, даже изложить не берусь. Там каждый первый ловил за руку каждого второго, причём каждый день. Какое счастье, что тот поток казённой гипербдительности сейчас виден только библиотекарям и архивистам, да и то только таким, как я, кто наново каталогизирует фонды из-за смены технологий. Добровольно-то такое листать мало кто берётся.

В общем, вместо сплочения сограждан "оборонная" драматургия способствовала их невротизации и разобщению, и сталинский опыт патриотических зрелищ оказался подобен Уроборосу, который жрёт сам себя с хвоста. Что бы ни делали казённые патриоты, их сублимация бессильной агрессии непременно порождала образ врага среди "своих", и этот образ вытеснял все другие точки приложения активности, куда более продуктивные, но фуфлогонам недоступные ввиду тотальной некомпетентности. Так за своим хвостом и бегали.

А вот и пример журналистики на тему театральной и кинематографической "оборонной" драматургии - статья С.Куприянова (понятия не имею, кто такой) "Оборонное искусство" (журнал "Рабочий и театр", 1937, № 3, март, с. 7). Из интересного в этом весьма банальном тексте я бы отметила жалобу автора как раз на недостаток пьес о "внешнем" враге. Уроборос пугал своих идеологов.

оборонная драматургия 1937
Tags: 1930-1939, пьесы в виде драматургии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (без темы)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Mega Shark vs. Kolossus (США, 2015, студия Asylum)

    ДИСКЛЕЙМЕР: Этот пост не имеет отношения к заявлению господина министра Шойгу об оснащении российской армии боевыми роботами с искусственным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (без темы)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Mega Shark vs. Kolossus (США, 2015, студия Asylum)

    ДИСКЛЕЙМЕР: Этот пост не имеет отношения к заявлению господина министра Шойгу об оснащении российской армии боевыми роботами с искусственным…