?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Видеодром / Videodrome (Канада, 1982, реж. и сценарист Дэвид Кроненберг) - Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
Видеодром / Videodrome (Канада, 1982, реж. и сценарист Дэвид Кроненберг)
Videodrome.1983.HDRip_by_trashcan.avi_snapshot_00.03.51_[2017.07.18_19.06.10]

В поисках истины мечется пресыщенный манипулятор Макс. Он уже догадался, что стал жертвой других манипуляторов, а вот те ещё не поняли, что тоже лишь пешки в чужой многоходовке. Метод манипуляций всякий раз один и тот же - гипнотизация сценами документального видеонасилия, так называемым снаффом.

Зрительская закавыка в том, что в магию снаффа поверить, мягко говоря, трудно, и нарастающее безумие персонажа остаётся прихотью сценариста. Поэтому, выглядя внешне крутым, последовательным и "жанровым", "Видеодром" рисковал остаться в моей памяти смутным пятном, распиаренной пустышкой, деталей сюжета которой потом и не вспомнить.

Спрашивается:
так ли это,
хорошо ли это,
как так получилось,
зачем оно нужно
и, наконец, почему "Видеодром" занял место в обойме неумирающей классики.

Кинокритики, насколько могу судить, считают "Видеодром" гносеологической штудией. Негативное влияние галлюцинаций на судьбу Макса разительно контрастирует с озвученным в кадре утверждением, мол, в содержании тех галлюцинаций нет ничего такого, что противоречило бы истинным желаниям персонажа. То есть, за культурологической страшилкой о зомбирующих свойствах снаффа видится тема познания запретного плода.

Было скучновато смотреть "Видеодром", пока я слушалась критиков. Совершенно не влекли сциллы и харибды познания своих низменных желаний через видеонасилие, потому что у меня низменных желаний, возможно, вообще нет, а какой прок в теории без практики.

Но стоило взглянуть на фильм в метафизическом ключе, стала заметна интрига. Проблемы изменённых форм сознания, деформаций инстинкта самосохранения и прочих пугающих бла-бла-бла выписаны здесь как частное при некоем метафизическом общем, т.е. при некоем универсальном источнике обретения вкуса к любым актам саморазрушения. Вот она, та Истина, за которой гонялся Макс.

"В системе категорий гносеологии центральной является истина" (с) Студопедия

Каково это таинственное общее и почему оно одних стимулирует к действию и выбраковывает, а других оставляет равнодушными и бережёт, - вопросы, в поисках ответа на которые не помогут ни беготня по заветным адресам, ни дедуктивные цепочки, ни структурный анализ. Ясно только, что одни люди соглашаются на самые дикие эксперименты с собственным психическим и физическим благополучием, а других никаким калачом в пучину греха не заманишь. При этом логика действий одинакова и у тех, и у других, потому что они и сами примерно одинаковы. Только одни почему-то становятся наркоманами, самоубийцами, социофобами или социопатами, а другие не становятся.

Можно ли остановить первых? окажутся ли в зоне риска вторые? или лучше оставить всё как есть? Грубо говоря, вполне возможно, что причина стать наркоманом и причина не стать наркоманом - это одна и та же причина, а значит познавать её вообще незачем.
Макс всего лишь хотел узнать, действительно ли существует способ управлять искушениями так, чтобы им подчинялись все, или такое принципиально невозможно. Поиски ответа на этот вопрос обошлись дорого многим персонажам "Видеодрома".

"Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!" (с) классика

Что же сделал Кроненберг. Кино о вторжении техногенного в деликатные области субъективного выстроено им по рецептам пророков видеоапокалипсиса. Но эти рецепты, разумеется, не работают, а работает и держит у экрана нечто другое, якобы потайное, но на самом деле демонстрируемое автором либо открыто, либо через нарушение логики событий.

Соответственно, при внешнем соблюдении сюжетной последовательности, ощущается раздражающая недоговорённость и алогичность происходящего. Для того, чтобы оценить, насколько тщательно Кроненберг сделал видимыми и даже кричащими незаделанные швы сценария, достаточно вспомнить, сколь часто в связи с "Видеодромом" поминают массовых потребителей телеконтента с пониженным IQ, хотя персонажами фильма являются только рафинированные интеллектуалы. Разрыв между показанным и озвученным столь велик, что не всякий киноаналитик находит в себе силы для философского синтеза.

А даже если и ухватить ускользающие подробности, легче вряд ли станет. С образами видеомании стык в стык смонтированы метафоры развития наркозависимости. Подсказка прямо в кадре: признаки приближения галлюцинаций впервые возникают именно в той сцене, где Макс впервые побаловался с иглой (дилер наконец-то решился попробовать свой товар!). Или, например, распространение видеоконтента происходит точь-в-точь как уличная торговля дозами.

Videodrome.1983.HDRip_by_trashcan.avi_snapshot_00.15.10_[2017.07.24_22.08.33] Videodrome.1983.HDRip_by_trashcan.avi_snapshot_01.09.32_[2017.07.18_22.36.29]

Ха, много чести наркобизнесу, метафоры про него придумывать. Сведение воедино концов печального анекдота об обманутом обманщике - это всего лишь внешняя задача ублажения продюсерского эго. Главное, в "Видеодроме" выполняется механическая стыковка двух сходных форм социальной деятельности (фиксация на видеонасилии и погружение в наркоманию), а зазоры в стыках между формами служат единственной цели - продемонстрировать аморфность, ускользание, непознаваемость содержания, той самой Истины, которая якобы вот-вот начнёт просвечивать из стыков. Напомню, Истина в данном случае - универсальный, познаваемый и в итоге, возможно, контролируемый источник обретения вкуса к любым актам саморазрушения.
Моё интеллектуальное разочарование после первого просмотра "Видеодрома" много лет назад оказалось бессознательным сочувствием Максу, который каждую секунду ощущал, что вожделенная Истина - это макгаффин. Она необходима для сюжета, вызывает желание действовать, но никому не видна и никто не сможет ею воспользоваться, как нельзя воспользоваться тем, чего на самом деле не существует.

Tags: , , , ,

21 comments or Leave a comment
Comments
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: July 25th, 2017 07:28 am (UTC) (Link)
Вообще-то никакого снаффа в фильме нет. Макс видит именно снафф, а потом губы, приглашающие поцеловаться, потому что он именно эти темы ищет. Кто-то другой на той же телепрограмме увидит нечто совершенно иное. И это не обязательно связано с насилием или сексом.
Захват "Видеодромом" сознания зрителя связан с тем, что благодаря сигналу зритель получает на экране именно своё вожделенное. У Вендерса в "До конца света" этот мотив возникает в смягчённом варианте. Там герой с помощью специальной аппапратуры записал свой сон и не может оторваться от бесконечного прокручивания своего собственного сновидения.

У "Видеодрома" проблема была та, что Кроненбергу пришлось пять раз переделывать фильм уже в ходе работы. Пришлось под нажимом продюссеров вырезать и перемонтировать отдельные эпизоды. Невнятность получилась по техническим - т.е. цензурным - причинам.
adzhaya From: adzhaya Date: July 25th, 2017 05:29 pm (UTC) (Link)
Значит, у "Видеодрома" практически не было шансов меня заинтересовать, как и у "Матрицы", потому что возникает отторжение на уровне фабулы. Но в итоге в целом довольна, видеодромный пазл в голове сложился. Может, и "Матрицу" пересмотрю однажды с пользой.
alexander_pavl From: alexander_pavl Date: July 25th, 2017 06:34 pm (UTC) (Link)
Ты, это самое, когда подходишь к фильму Кроненберга, к любому фильму, прежде всего думай о том, что это фильм Кроненберга, что это его авторское высказывание. Что человек, который сделал "Историю насилия" (которую в постсовестком прокате обозвали в точности наоборот смыслу - "Оправданное насилие") этот тот же человек, который делал The Brood.
А критики, комментаторы, они все путаются, приписывают Кроненбергу чёрт-то что, вместо того, чтобы смотреть своими глазами.
Кстати, eXistenZ я предпочитаю "Матрице".
adzhaya From: adzhaya Date: July 25th, 2017 07:30 pm (UTC) (Link)
Мне главное не торопиться, давать впечатлениям отстояться. Заметки "по свежим следам" всегда в итоге оказываются бесполезны, если судить по моим ранним постам.
balahnina From: balahnina Date: July 25th, 2017 10:06 am (UTC) (Link)
Если я и видела-ибо сюжет кажется знакомым, то давно и не помню.
Пересматривать не буду
adzhaya From: adzhaya Date: July 25th, 2017 05:37 pm (UTC) (Link)
Вот и я так - давно и не помню. Прям как в первый раз смотрела.
balahnina From: balahnina Date: July 25th, 2017 06:02 pm (UTC) (Link)
ты любишь такое) Тебе надо пересматривать))
adzhaya From: adzhaya Date: July 25th, 2017 07:32 pm (UTC) (Link)
Чем бы дитя ни тешилось...:)

Edited at 2017-07-25 07:32 pm (UTC)
balahnina From: balahnina Date: July 25th, 2017 07:34 pm (UTC) (Link)
Это достойные потехи)
i_ty_toje From: i_ty_toje Date: July 25th, 2017 04:28 pm (UTC) (Link)
Про наркотики вот не думал
adzhaya From: adzhaya Date: July 25th, 2017 05:35 pm (UTC) (Link)
У Макса и прочих физиологическая реакция на видеосигнал, да ещё и моментальное развитие зависимости. Как если бы Кроненберг о наркотиках говорил, называя их "снаффом", а о снаффе рассуждал, сравнивая с каким-нибудь героином. В какой мере эти понятия взаимозаменяемы, в той мере логичен и сюжет.
Ну, то есть я так восприняла в этот раз. А когда первый раз видела фильм, подивилась на спецэффекты, да и позабыла всё моментально.
i_ty_toje From: i_ty_toje Date: July 25th, 2017 06:07 pm (UTC) (Link)
Как сказала про наркоту - сразу подумал что намеков на это там полно.
adzhaya From: adzhaya Date: July 25th, 2017 07:33 pm (UTC) (Link)
АААААА! я зазомбировала жж-френда!!!:)
i_ty_toje From: i_ty_toje Date: July 26th, 2017 02:36 pm (UTC) (Link)
Внедрила, подпольная кличка Кобб
pol_ned From: pol_ned Date: July 26th, 2017 04:51 am (UTC) (Link)
с днем рождения, Лена! Легкого пера и верных френдов)
adzhaya From: adzhaya Date: July 27th, 2017 06:01 am (UTC) (Link)
:)
dadapi From: dadapi Date: July 26th, 2017 06:06 am (UTC) (Link)
с днём рождения! Новых кинооткрытий! Любви!
adzhaya From: adzhaya Date: July 27th, 2017 06:01 am (UTC) (Link)
:)
Alex Krylov From: Alex Krylov Date: August 3rd, 2017 04:32 am (UTC) (Link)

Ваша рецензия опубликована в сообществе СИНЕМАТЕКА


https://cinemathequelv.blogspot.com/

Чтобы видеть публикации сообщества в своей френдленте, подпишитесь на трансляцию сообщества в ЖЖ

http://cinemateque-blo.livejournal.com/

Alex Krylov From: Alex Krylov Date: August 3rd, 2017 08:24 am (UTC) (Link)
“… одни люди соглашаются на самые дикие эксперименты с собственным психическим и физическим благополучием, а других никаким калачом в пучину греха не заманишь. При этом логика действий одинакова и у тех, и у других, потому что они и сами примерно одинаковы”.

Здесь моральные качества человека полностью отделяются от его сознания и воли. Прямо как в «Сталкере»: “Дикобраза не алчность одолела. Он по этой луже на коленях брата вымаливал. А получил кучу денег. И ничего иного получить не мог. Потому что Дикобразу - дикобразово. А совесть, душевные муки - это все придумано, от головы...” Но автор идет дальше и объявляет, что нет никакой разницы между грешниками и праведниками. То есть воры, убийцы, насильники – это тот же Махатма Ганди, только вид сбоку. И вот эта мысль по своей радикальности полностью заслоняет все остальные высказывания по поводу фильма Кроненберга.
adzhaya From: adzhaya Date: August 3rd, 2017 05:40 pm (UTC) (Link)
Ох, я бы не решилась говорить, что убийцы и насильники одинаковы с Ганди. Это же разные полюса, к тому же в обычные годы сравнительно малочисленные. Лучше мерять по действительно похожим людям, самым "обычным".
21 comments or Leave a comment