?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
Послеобразы / Powidoki (2016, реж. и соавтор сценария Анджей Вайда)
Биографическая драма о последних годах жизни художника-абстракциониста, теоретика живописи Владыслава Стржеминьского (1893-1952). Фигурой международного масштаба он не считается, хотя поработал плечом к плечу с Казимиром Малевичем и прочими деятелями авангарда на бурлящих руинах Российской Империи.
Поскольку образование Стржеминьски получил инженерно-техническое (военный сапёр), творческая и научная карьера участника первой мировой войны, отмеченного за храбрость Георгиевским оружием и орденом святого Георгия, началась отчасти вынужденно. Под одним из миномётных обстрелов 1916 года бравый подпоручик потерял левую руку и правую ногу и, провалявшись положенное время в московском госпитале, в самые голодные 1918-1920 годы выживал, работая в отделе искусств в Наркомпросе.

Фильм Вайды рассказывает в подробностях, как в 1950 году безумно популярного у студентов профессора Стржеминьского решением собрания трудового коллектива Академии изобразительных искусств в Лодзи выперли и с работы, и из Союза художников за открытую нелюбовь к соцреализму, чем лишили всех сопутствующих скромных благ, включая продуктовые карточки. Оно и понятно, конкурирующие кумиры властям не требовались, своих хватало. Компромиссы, выбрасывание белого флага, - ничто не смогло избавить жертву обструкции от статуса поражённого в правах. Помыкавшись ещё года полтора-два, пожилой инвалид умер от туберкулёза в полной нищете, оплаканный немногими, кто ещё о нём помнил.

"Послеобразы" ("powidoki") - термин, которым Владыслав Стржеминьски обозначал разницу между замеченным и увиденным. Созерцание - физиологический акт, следовательно, визуальное восприятие ограничено возможностями глаза и "увиденное" это всегда искажение, упрощение, схематизация "замеченного". Обработка полученной информации в мозгу приводит к достраиванию картинки до "послеобраза", степень совпадения которого с созерцавшимся объектом обычно далека от фотографической точности. Задача художника - запрограммировать способ зрительского разглядывания, зафиксировать художественный "послеобраз" так, чтоб из него геометрической развёрткой представал весь целиком исходный образ, ранее искажённый-купированный.

Несколько раз в фильме повторяются слова Стржеминьского-лектора, что человек осознаёт не то, на что посмотрел, а то, что увидел. Анджея Вайду во всём этом интересовали, понятное дело, "послеобразы" коллективной памяти и способы кинематографической развёртки исторической реальности. Как раз в последние годы жизни Стржеминьского занимал тот факт, что если посмотреть на солнце и закрыть глаза, то "увидишь" тёмное пятно, которое, тем не менее, является точнейшей и одинаковой для всех проекцией-послеобразом солнца, поскольку свободно от внефизиологических факторов созерцания. Вот сталинизм в своих самопрезентациях с высоких трибун - это как бы и есть такое тёмное пятно, одинаково видимое всеми и воспринимаемое как проекция солнца. То есть, люди смотрят вокруг себя - распределиловка, самодовольная казёнщина, власть не пойми откуда взявшихся сытых мордоворотов с портфелями. А с трибун объясняют: да, выглядит не очень, но в развёртке - солнце.

Спокойно принятый небогемным большинством поляков, - чему Вайда в силу возраста был свидетелем, - сталинизм предстал эстетическим концептом, исторически обречённым лишь в силу необновляемости своих излишне монументальных форм. Ключевым Вайда сделал эпизод с выходом работниц со швейной фабрики: одинаково одетые и одинаково двигающиеся, женщины выглядят персонажами соцреалистической живописи, а теряющий сознание инвалид, мимо которого пролетарки равнодушно проходят, - маргиналом, чужим этой гомогенной среде.

Мейнстримные рецензенты, наверное, станут обсуждать, достоверно ли изображены мелочные ужасы польского тоталитаризма, где никого не расстреливали, а только лишали всех путей к заработкам и творческим самопрезентациям и доводили до обмороков от истощения. Немейнстримные рецензенты фильм, скорее всего, сдержанно охают, потому что с политической критикой там ни вашим, ни нашим: типовой экранный сталинизм, ничего особенного, видали и покруче.

Я бы сказала, фильм удался в той степени, в какой теория индивидуальных визуальных "послеобразов" состыкована с эмоциональной фактографией "послеобразов" коллективной исторической памяти - памяти, в которой на равных участвуют не только герои, но и антигерои. Увы, состыковка получилась лишь вербальная, в лекторских и полемических репликах профессора Стржеминьского. Художественный синтез если и состоялся, то совершенно не заметен в послеобразе моих моментально остывших воспоминаний о скучноватом фильме.

Tags: , , ,

10 comments or Leave a comment
Comments
(Deleted comment)
adzhaya From: adzhaya Date: August 16th, 2017 03:52 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Микшировала конспект субтитров с конспектом википедии. Сам факт, что пришлось дополнять рецензию фактами из википедии - не в пользу Вайды, я считаю.
satampra From: satampra Date: August 16th, 2017 11:20 am (UTC) (Link)

По моему попытки отдать должное павшим героям минувших лет все более утрачивают актуальность.
Или в попытках дело а не в павших героях?

что до "послеобраза", то кажется это очередное имя для "синтеза".если я прав, то как же достали эти философы постоянно изобретающие новые термины для древних как мир идей.
adzhaya From: adzhaya Date: August 16th, 2017 03:58 pm (UTC) (Link)
Если правильно уловила (и только после раскопок в википедии, а вовсе не благодаря фильму!), суть теории в отделении физиологических реакций глаза от познавательной деятельности мозга. Но поскольку Вайда взялся наложить схему на коллективное бессознательное, есть в этом какое-то недоверие к согражданам, якобы ходившим на демонстрации и партсобрания с отключённым мозгом.
alek_morse From: alek_morse Date: August 17th, 2017 10:10 pm (UTC) (Link)
// Биографическая драма о последних годах жизни художника-абстракциониста, теоретика живописи Владыслава Стржеминьского (1893-1952). Фигурой международного масштаба он не считается //

Не представляю, как с такой фамилией он мог бы стать фигурой международного масштаба. Если бы только взял псевдоним...

Судьба, похоже, была не сахар.

Художник вообще - рискованная профессия. Всё время на виду и говоришь от себя, а не чужой текст.
adzhaya From: adzhaya Date: August 18th, 2017 03:11 pm (UTC) (Link)
Апичатпонг Вирасетакул имеет по поводу псевдонимов своё мнение:)
alek_morse From: alek_morse Date: August 18th, 2017 04:58 pm (UTC) (Link)
Не только своё мнение, но и кучу гласных :)
adzhaya From: adzhaya Date: August 18th, 2017 08:49 pm (UTC) (Link)
Вопрос навыка. Мне поляки легко даются, а господина Апичатпонга Вирасетакула ищу в поисковике перебором букв:)
balahnina From: balahnina Date: August 20th, 2017 10:09 am (UTC) (Link)
Судя по рецензии, фильм биографический.
Я, что-то не люблю такие.
adzhaya From: adzhaya Date: August 20th, 2017 02:19 pm (UTC) (Link)
Тоже не люблю. Из биографических нравится только "Дикий мессия" Кена Рассела, ну так у Кена нашего Рассела ещё те биографии получались, ни разу не реалистические. Фу реализм, всегда скучный.
balahnina From: balahnina Date: August 20th, 2017 02:37 pm (UTC) (Link)
Про скучный реализм подпишусь!
10 comments or Leave a comment