Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Зеленая Змея / Ching Se (Гонконг, 1993, реж. и соавтор сценария Цуй Харк (правильнее - Чой Хок))

Зеленая змея 1993 Цуй Харк.avi_snapshot_00.32.03_[2017.09.07_20.05.30]

Две демоницы приняли человеческий облик и человеческую судьбу.
Казалось бы, фильм-сказка повествует о том, как становятся жертвами расистской ксенофобии отверженные с рождения, даже если в оппозиции добра и зла приняли сторону добра. Но не всё так просто, само собой.

Фабулу составило метафорическое описание проблем гонконгских иммигрантов в США. Названные сёстры Белая Змея и Зелёная Змея выползли из родного леса и намерены поселиться в городе и честно соблюдать обычаи людей, проживая по поддельным документам. Тем не менее, фанатик из антидемонического патруля преследует нелегалок, стараясь выдворить вон.

Зеленая змея 1993 Цуй Харк.avi_snapshot_00.51.32_[2017.09.07_20.37.37]
Зеленая змея 1993 Цуй Харк.avi_snapshot_00.39.07_[2017.09.07_20.21.11]

Да, налицо конфликт прав личности и казённых процедур. Но на уровне сюжета истинным конфликтом Чой Хок сделал нечто другое, потому что просроченные визы приходят и уходят, а в жизни всякой женщины есть проблемы поважнее.

Зеленая змея 1993 Цуй Харк.avi_snapshot_00.35.24_[2017.09.07_20.16.32]

Думаю, каждому станет очевидно, что персонажи характеризуются отнюдь не через взгляды на расовую толерантность, если сказать, что это лесбиянка, гетеросексуалка и два асексуала. Таким вызывающим способом иммигрантская метафора очищена от социально-политического бэкграунда газетного толка.

Зеленая змея 1993 Цуй Харк.avi_snapshot_00.40.33_[2017.09.07_20.25.35]

Центральным персонажем сделана лесбиянка Зелёная Змея, потому что только она готова испробовать все варианты, ни один из них не считая единственно приемлемым и конечным. Для трёх остальных персонажей интимный выбор дело решённое, и из всех полярностей они всегда выбирают что-то одно, хотя и по разным причинам.
Берём иммигрантскую фабульную основу, сопоставляем с сюжетом гендерной самореализации. Вуаля. Фактически, Зелёная сомневается не только, принесёт ли ей счастье даже самое успешное укоренение в новой стране проживания, но и вообще в принципе доступно ли достижение позитивного самоощущения тем, кто принуждает себя к нормативной социализации, будь то общепринятое сексуальное поведение или гражданская ответственность. А уж в Гонконге это происходит, в США или в фантазийном мире, дело десятое.

Зеленая змея 1993 Цуй Харк.avi_snapshot_00.23.06_[2017.09.07_19.51.22]

Точка соединения иммигрантской фабулы с гендерным сюжетом - метафизический Закон, на который ссылались все стороны конфликта. Грубо говоря, автор постарался свести воедино, т.е. к одному способу трактовки, проблемы любой "инаковости", стимулирующей чужую ксенофобию.

Зеленая змея 1993 Цуй Харк.avi_snapshot_00.13.18_[2017.09.07_19.34.18]

Демоницы дискутируют вопрос, действительно ли различение добра и зла зависит от интенсивности интимной жизни, расового происхождения и прочих внешних факторов. Мужчины-пуристы сводят всю дискуссию с тезису, мол, избыточная сексуальность лишает индивидуума позиции силы в антидемоническом служении. Иными словами, в религиозно-сексуальном конфликте женщин беспокоит соблюдение общих принципов Закона, а мужчин - только их личный статус в установленной Законом иерархии существ.

Зеленая змея 1993 Цуй Харк.avi_snapshot_01.19.52_[2017.09.07_21.27.58]

Вот так смотришь сказочку о секс-туристках, а на выходе получаешь критику нормативно-ценностных основ и самокритику патриархата.
Tags: 1990-1999, гендерное в кино, гонконгское кино, фэнтези
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments