Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Мозаика по кусочкам

Разнообразие отечественной культуры поражает тем сильнее, что явления, считающиеся забугорным завидным достижением, регулярно оказываются баловством, отброшенным в России мильон лет назад за ненадобностью. Ну то есть, у нас посмеялись и забыли, а у них бац и деньги делают. Потому что нефиг разбрасываться ценными наработками, тут же перехватят.

То, что повесть М.Кузмина "Крылья" (1906) - первое в русской литературе произведение гомосексуальной тематики, факт википедийного уровня.
И как же долго после этого рождался русский яой? Пять лет всего, вот так-то.
В 1911 году роман "Бронзовая дверь" авторства Евдокии Аполлоновны Нагродской (1866-1930; она дочь той самой знаменитой красавицы Авдотьи Панаевой) рассказал всё о том, как один парень к собственному сожалению довёл до самоубийства другого парня, а могли бы ещё Хрущёва, а то и Брежнева вместе застать, если сплетникам на зуб не попадаться.
"Бронзовая дверь" имела все шансы порвать столичный книжный рынок, но была оперативно запрещена цензурой и весь тираж из типографии "Общественная польза" (ржу над названием типографии в этом контексте) конфискован по приговору окружного суда от 27 апреля 1912 года. Госпожа Нагродская, не будь дура, принялась скандалить по чиновьим кабинетам, чем назло хранителям скреп сделала себе хороший пиар, так что немалые куски из романа всё-таки прорвались в печать в 1913 году под названием "У бронзовой двери".

По чуть-чуть, по крупицам, но картина складывается.
Аутентичный русско-советский мистический хоррор о бессмертной Украине, дожавшей самонадеянного фашистского гада, считаю своей личной находкой и где-то даже заслугой в смысле блоговой републикации.
Тем временем, из френдленты поступил сигнал, что в области рэпа Советы тогда же оказались чуть ли не впереди планеты всей - фашистских гадов били ещё и рэпом. Догоняли и читали, наверное.
Итак, русский яой - 1911 год, русский советский мистический хоррор и русский рэп - первая половина 1940-х.
Узкие специалисты, к моему огромному сожалению, уже раскопали всю правду о первых отечественных комиксах, так что лавры открытия присвоить не удастся. Оригинальный русский протокомикс - 1844 год. Юмористическая повесть "Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета" В.И.Даля (того, который тот самый словарь составил) написана в качестве текстовки в альбому гравюр художника А.П.Сапожникова и издана с 50 гравюрами-иллюстрациями. Повезло пролистнуть, когда каталогизировала. Там сама история сугубо на любителя, сплошь бытописательство, зато картинки хочется разглядывать.

На фоне такого благолепия тире благодати не первый год мучал вопрос, какого чёрта нет отечественных пьес о сексменьшинствах. Инцесты пожалуйста, аж авторства наркома Луначарского, в свингерах отказа нет. Тем не менее, гейских излишеств нехороших со сцены не узреть, если в театре не поставлен "Портрет Дориана Грея", - но это же буржуазное искусство, а где наше, советское, с красными флагами?! Нет, конечно, можно поднатужиться и объявить любые сцены пыток в фашистских застенках крутым гей-БДСМ для понимающих, но это же сову на глобус, да и честные садисты возмутятся пренебрежением к своей специализации.

Изыскивать гомоэротические коннотации в таких комедиях положений, как дореволюционный "Верочкин секрет", считаю неспортивным поведением. По-моему, там всё открытым текстом. Судите сами:

Лисенко-Коныч, Иван Кононович (1869-1937). Верочкин секрет : оригинальный водевиль в 1-м действии. - 2-е изд. - Москва : Издание С. Рассохина, 1923. - 16 с. - (Веселый театр ; вып. 15). - Осн. текст напечатан на машинке и литографирован. - На тит. л. также: Разрешено к представлению на сцене народных театров. - Тир. 960 экз.

Скучая на даче, Верочка с нетерпением ждет в гости подругу-эмансипе, вызывающе переодетую в мужской костюм. Но первым прибыл Евгений Павлович, молодой человек, который ищет руки Верочки, но всё ещё не представлен её матери и дяде, отставному полковнику Петру Ивановичу. Члены семьи и прислуга приняли изящного визитёра за ту самую подругу Верочки. Пётр Иванович нашёл "барышню" в брюках очаровательной и уже два часа спустя попросил её руки. Узнав о недоразумении, пожилой ловелас совершенно не разозлился. А главное, сконфуженный Евгений Павлович так и не понял, что всё это время был принимаем за женщину и Пётр Иванович расточал комплименты именно "барышне", а не юноше. То бишь, Евгений Павлович всерьёз предполагал, что бравый отставник подбивает клинья именно к ухажёру племянницы.
В "Репертуарном указателе" Главреперткома (Москва, 1929, с. 71) пьеса "Верочкин секрет" числится запрещённой к постановке.

Нет, на таких сюжетах далеко не уедешь. Буржуйская "Тётка Чарлея" (известная нынче как "Здравствуйте, я ваша тётя!") этот детский сад на раз уделывала, а её в нэповских театрах очень уважали.
Тем более, гомоэротические коннотации в советском послевоенном театре были бы куда интересней.

Бокарев, Геннадий Кузьмич (1934-2012). Конец недели : пьеса в 2 действиях. - Москва : ВААП-ИНФОРМ, 1981. - 85 л. - Тир. 100 экз.
В научном институте начальник отдела Сергей Алтынцев (35 лет) годами считался протеже ученого секретаря Льва Григорьевича Паламидова (55 лет), имея хорошую перспективу стать заместителем по научной части при академике Алексее Павловиче Чанышеве (65 лет). Сергей переживает глубокий кризис личности, сомневаясь в ценности достигнутого. Преодолеть ожесточение талантливого учёного, продвигавшегося не за талант, а за конформизм, помогут только искренняя дружба бригадира монтажников Антона Силуянова (35 лет) и начальника конструкторского бюро Юрия Воскобойникова (35 лет). По какой-то причине Сергею действительно важно, чтобы эти двое не относились к нему с презрением.
Если взять сюжет по номиналу, то пьеса скучнейшая. А если догадаться, что талант сделал карьеру через учёносекретарскую постель, а теперь не знает, как из постели выползти, вот и бесится... нет, всё равно пьеса скучная. Ну ладно, буду дальше искать варианты.
Tags: 1910-1919, 1940-1949, книги в виде литературы, комиксы манга и граф_лит, пьесы в виде драматургии, яой на русском языке
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Journal

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…