Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Советские гностические практики: экспортный вариант

Хороший тег простаивает, пора обновить. Сегодня под нашими лупами детская пьеса Владимира Гольдфельда "Чудесная марка" (1969).

Сюжет:
Маленькая Нами заболела. Она потеряла радость жизни в мире, где царствуют зло и насилие. Мать повела ребёнка к белому домику с красным флагом, где добрые волшебники бесплатно лечат детей. Добрые волшебники Сергей Николаевич Морозко и Машенька Снегова поняли, что исцелиться Нами сможет, только если увидит далёкую страну, где нет места злобе и насилию. Мать рассказала встреченному по пути колдуну Вамбе-Мбамбе Окробедоме, что пойти к волшебникам её надоумило письмо, полученное мужем от друзей из далёкой страны, а на письмо приклеена марка с лицом человека, которого знает весь мир. Властелин, которому Вамба поведал о попытках Матери исцелить Нами, встревожился и велел выкрасть и уничтожить чудесную марку, вселяющую в людей надежду. Несмотря на все ухищрения Властелина и Вамбы, Мать и Нами всё-таки сели на самолёт "ТУ-134" и отправились в путь. Для постановки спектакля во время новогодних каникул предназначен эпилог с торжественной встречей Матери и Нами, прибывших на новогоднюю ёлку.

Пьеса гностичнее некуда. Исцеления требует болезнь не тела, а духа. Путь к исцелению открывается чрез лицезрение лика божества, обретённого избранными в открывшейся где-то на севере шамбале. Вычислил шамбалу - махнул самолётом - исцелился. Пустяк вопрос, если действовать по гностической науке.
Да, все эти русские в Африке на одно лицо, сами понимаете, тем более на крохотной почтовой марке. Однако характерный ласковый прищур воздействовал даже на малолетнюю негритянку Нами. Вот она, сила прищура животворящая! Ну и масштабы миссионерской работы шамбалийцев тоже сыграли свою роль, понятное дело: строят белые домики, помеченные красными флагами, забрасывают письмами счастья...

Если помните, Вернер Херцог упоминал, что встретившиеся ему африканские аборигены вообще не воспринимали двухмерную графику. Делаю вывод, советскому драматургу было пофиг, какими глазами смотрят аборигены на чужие двухмерные прищуры. Не берусь судить, ржал ли в голос Владимир Гольдфельд (весьма опытный автор), когда сочинял пьесу, или только ухмылялся на манер Джоконды. Одно скажу, за роль Вамбе-Мбамбе Окробедоме актёры обязаны были быть готовы хоть через постель, лишь бы на сцену. Весь в бусиках и с копьём, прям отпад, а ведь аудитория ещё не остыла после шикарного перфоманса Алексея Смирнова у Гайдая.

Источник: Гольдфельд Владимир Александрович (1908-1982). Чудесная марка (Сказка, похожая на быль) : пьеса 2 действиях с эпилогом [и 5 интермедиями] / Владимир Гольдфельд ; отв. ред. А. Антокольский. - Москва : ВУОАП, Отд. распространения драматических произведений, 1969. - 44 л. - Тир. 300 экз.
Tags: гностическое рядом, пьесы в виде драматургии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments