Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Доктор Холмс

Посадил дед репку. Репка не выросла.
Позвал Жучку. Жучка спит.
Пришла мышка. Вытолкал взашей.
Бабка не пришла, и слава богу.
Всё как у людей.

Это была присказка. Тону в мире театральной библиографии. Первые три тысячи фамилий ещё ничего, но следующие три тысячи нелегко дались. Ещё тысяча и сдохну. А вы знаете, что общедоступного списка драматургов вообще не существует? Вот я тоже не знала. На самом деле, никакого списка не существует.

Вопрос-тест на эрудицию: какое произведение для сценического исполнения стало мегахитом советской сцены? Правильный ответ: [Spoiler (click to open)]поэтическое представление "Антимиры" Андрея Вознесенского, 1966 год. Невероятный ажиотаж. Такого успеха не было больше никогда и ни у кого. Правда, так и не поняла, почему.

Тем временем, ситуация Доктор Кто vs. Шерлок Холмс накалилась до предела.
А дело было так. Заметила в комментах у murzillo, как кто-то хвалит один из эпизодов классического "Доктора Кто". Название у эпизода зачётное - "Разум зла", отчего бы и не поинтересоваться.
Поинтересовалась. Русофильская серия про почтенного Фенрика и его вампиров в стиле Жана Роллена (1989) всё равно осталась моей любимой из виденных, но "Разум зла" (это 8-й сезон, эпизод 56, год 1971) тоже неплох. Ну, если не считать съёмку по детскому рейтингу сюжета о молодой женщине в захваченной уголовниками тюрьме. По мега-ультра-детскому рейтингу. Супер-мега-ультра.

Эпизод в целом, видимо, что-то вроде отдалённого эха Карабского кризиса и весь целиком посвящён организационным трудностям взрыва ракет во время мирных конференций с целью развязывания третьей мировой войны. Путём использования загипнотизированных и чипированных китайских офицеров женского пола. И иногда китайских праздничных драконов из папье-маше. Не мне вам объяснять, как опасен дракон из папье-маше. Он же весь узорами разрисован! Увидишь - тут же окочуришься, ясное дело, а там и третья мировая. Да, как-то так. Не вмешайся в процесс лоботомированный уголовник, это могло закончиться чем угодно. Люди, берегите уголовников, они ценные.

Может показаться, вам предложен репортаж из дурдома. Но знатоки сериала "Доктор Кто" сейчас ничему не удивились. А главное, мешанина сценарных фантазий сцементирована каркасом образной системы. Карты на стол: Доктор Кто - как бы Шерлок Холмс, его спутница мисс Джо Грант - как бы миссис Хадсон, бригадир Летбридж-Стюарт - модернизированная версия Ватсона, вечный антагонист инопланетянин Мастер - как бы Мориарти. Эффект зрелища в том, как взаимодействуют маски-функции персонажей. Например, Доктор Кто в первых сценах похож на ворчливого дедульку-сталиниста, норовящего учить морали взрослых людей. Но постепенно шерлокхолмсовское начало берёт в Докторе верх и на первый план выходит потребность быть учёным экспертом, способным увидеть красоту и смысл в предмете исследования, даже если этот предмет - само концентрированное зло.

Разумеется, зависла в раздумьях, что в данном случае содержание, а что форма. Может ли холмсиана стать содержанием для научной фантастики? Или она для неё подходящая форма? Как именно здесь работает священный принцип "вылез из кузова - назовись груздем"?
Конечно, холмсиана это форма!
Теперь понятно, что происходит в британском сериале "Шерлок". Там прямо сейчас из холмс-формы рвётся наружу докторкто-содержание, как Чужой из Рипли, отчего и зашкаливает градус безумия. Особенно Мориарти на Мастера похож - зациклился на своём Докторе-Холмсе и орудует в планетарных масштабах.
Tags: 1970-1979, Доктор Кто, Шерлок Холмс, британия рулит, терроризм в кино, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments