Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Эти невинные забавы ("Ленфильм", 1969, реж. Август Балтрушайтис)

"Эти невинные забавы" - один из тех фильмов, которые в пересказе выглядят намного монументальнее, чем в пересмотре, хотя вся суть "Забав" в воздушной лёгкости и визуала, и семантики. Кроме того, трудно не пережать с рассуждениями, пора ли отдать "Забавам" пальму первенства в категории "самое ленинградское кино из всех ленинградских".

Благородный, светлый мир городского подпольного рынка антиквариата страдал от жутких флуктуаций тёмной любви, эманирующей из тёмного сердца волшебника. Тот не умел смириться с неспособностью быть счастливым среди счастливых и на всё вокруг старался наложить отпечаток своей разочарованности.
Он любил женщину, которая любила другого и досталась третьему. Он обожал японские костяные фигурки, но чудо резцом творили другие, а он только выхватывал из рук и запирал на семь замков. Он хотел вырастить сына, но вместо потенциальных сыновей лепил бездушных големов, выполняющих алгоритм заклятия.
Чёрную дыру чужой бесплодной жадности пришла заштопать весёлая фея, переодевшаяся в некрасивого мальчика. Крылышками бяк-бяк, ресницами шур-шур, здесь бровками повела, там звонким смехом обласкала, - глядишь, и оттают несчастные големы, и вернут себе человеческий облик.

Всё это - живая сказка города, прозрачного от своей красоты,

vlcsnap-2018-04-26-21h40m22s248

где в обычный футбол папаша с чадом играют на фоне Зимнего дворца, Адмиралтейства и Ростральных колонн поочерёдно,

vlcsnap-2018-04-26-22h05m56s204

а выплыв из продмага с арбузом в руках, непременно очутишься на фоне вычурной облицовки с мотивами изобилия старинной культуры.

vlcsnap-2018-04-26-21h55m17s231

Получился совершенно гностический город, словно бы пустынный, но всё равно полный жителей.
В таком городе необходимая для актов экзорцизма уединённость обретает свой мистический смысл на крыше Исаакиевского собора (на скриншоте фея вкладывает живые души обратно в безжизненных големов),

vlcsnap-2018-04-26-22h03m17s159

...а в момент отчаяния непременно получишь доступ к волшебной палочке,

vlcsnap-2018-04-26-22h10m57s155

...и уж тогда-то наведёшь порядок в странной ситуации, когда в гностическом городе кто-то посмел повесить табличку "Вход воспрещён".

vlcsnap-2018-04-26-22h14m16s92

Цель приезжей разбитной провинциалки, отрезавшей косички и под видом обычного дворового пацана втёршейся в доверие к шайке торговцев антиквариатом, - отбить от стада злодеев красавца Аристарха Ливанова, который никуда не денется, влюбится и женится.

vlcsnap-2018-04-26-22h29m55s35

Вот только сама барышня, увы, последняя, на кого зритель сделал бы ставку, ведь на роль подобрана актриса откроенно простецкой наружности. На протяжении всего фильма именно этот очевидный факт обыгрывается снова и снова. Некрасивая. Она некрасивая. Другие красивые, а она нет.

vlcsnap-2018-04-26-21h53m26s153

Женская травестия в советском кино - чудная тема, если задуматься. Столько разнообразия, ни одного повтора. Причём со сплошь эротическими коннотациями, в то время как мужчины долгое время, аж с 1939 года, не могли вывести своё право на эро-травести из тени комик-травести Бабы-Яги в непревзойдённом исполнении Георгия Милляра.

Не стану делать вид, что в восторге от девицы, прикинувшейся юнгой Джимом в "Острове сокровищ" 1937 года. Зачем юнге Джиму быть девчонкой, когда он и так малолетний юнга среди пиратов? Они там у себя в СССР от репрессий все с ума посходили, не иначе. Подмена коллизий и умножение сущностей, вот что такое гендерно альтернативный юнга Джим! В общем, в вопросе "Острова сокровищ" остаюсь на стороне пуристов, причём непримиримых.

Зато "Двенадцатая ночь" Яна Фрида (1955) самое оно и то что надо, если хочется убедиться в том, какой Шекпир баловник и провокатор. Фильм такой цветастый, а персонажи такие фактурные, что нет причин не доверять томлению Аллы Ларионовой по леггинсам Клары Лучко. Таких смелых прорывов российский кинематограф не знал до и не узнал после. Например, фильм-спектакль по "Двенадцатой ночи" с Мариной Неёловой (1978) сходного эффекта не дал. Всё потому, что женская травестия в отечественной культуре осмыслялась и осмысляется в традиционно яойных категориях, а лесбийские подтексты напрочь игнорируются.

Итак, благодаря смелому взгляду Яна нашего музыкального Фрида на Уильяма нашего Великого Барда зрителям волей-неволей пришлось признать, что у переодевшейся в брюки барышни вариантов поболе, чем только дразнить смущённых холостяков. Впрочем, поляки, например, в комедии "Люцина - не мужчина?" (1935, реж. Юлиуш Гардан, а вообще у поляков в 1930-х масса комедий разной степени годности) запросто заставили барышень целоваться, а ведь это даже не квир-кинематограф, в 1935-то году. Ну и правильно! Должно же хоть что-то продвинуться со времён Великого Барда.

Тем временем, человечество созрело до "Гусарской баллады" (Мосфильм, 1962, реж. Эльдар Рязанов), где ребром поставлен вопрос, а стоит ли вообще барышне заморачиваться переодеваниями и ради каких таких выгод она это делает.

Разумеется, было бы фатальной ошибкой не упомянуть эстонскую "Последнюю реликвию" того же 1969 года, что и "Эти невинные забавы". Там тоже появилась переодетая в юношу барышня. Но травестийные месседжи, если так можно выразиться, уж очень сильно разнятся, чтоб можно было сопоставить "Реликвию" с "Забавами", а проблемы физической привлекательности - последние в списке актуальных проблем героини "Реликвии", роскошной блондинки.

Дальше, ясное дело, следует вспомнить о мальчиковых образах эльфоподобной красавицы Галины Беляевой. Однако что-то не так с её мальчиками, уж больно томные и очи с поволокой. Да, не пацанские они какие-то пацаны.
Так знамя здоровой эро-травестии перехватили мужчины, и с 1975 года и далее пожизненно лидирует Александр Калягин с гигантским отрывом. Кстати, в тот год умер польский актёр-комик Адольф Дымша (1900-1975), в 1930-х специализировавшийся как раз на мужском переодевании. Есть в этом какая-то небольшая эстафетная символика.
Tags: 1960-1969, гностическое рядом, детективы, мелодрамы, переодевание в кино, советское кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments