?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
По закону (1926, бывш. Госкино, реж. Лев Кулешов, сценарист Виктор Шкловский, 78 мин.) - Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
По закону (1926, бывш. Госкино, реж. Лев Кулешов, сценарист Виктор Шкловский, 78 мин.)
vlcsnap-2018-07-08-12h11m19s95 vlcsnap-2018-07-08-13h38m25s132

Глухомань на реке Юкон. В маленькой артели золотоискателей ЧП. Слуга-ирландец застрелил двух работодателей, но был скручен двумя другими выжившими. Наводнение помешало отконвоировать паршивца куда следует, хотя мешочки с золотом уже намыты и людей в избушке ничто особо не держит. Выносить общество убийцы изо дня в день всё труднее, и совершившая гражданский арест супружеская пара решается на инсценировку суда ради официального смертного приговора.

"Фильма эта - сплошной садизм, истерика, надрыв, театр гиньоль, утонченное мучительство. Садизм ради садизма, - поскольку вместо содержания какой-то сумбур..."
Насчёт сумбура есть разные школы мысли, а в остальном Владимир Иванович Блюм, один из главных цензоров СССР 1920-х, дал обруганной фильме неплохую рекламу. Всё-таки "утончённое мучительство" в свой адрес не каждый Кулешов услышит.

vlcsnap-2018-07-08-12h45m25s84 _ vlcsnap-2018-07-08-13h16m04s35

В блогах и на форумах рецензий на фильм Кулешова немало, потому что ещё в 2010 году фильм выпущен венским Film Museum с музыкой композитора Franz Reisecker. Дай бог им всем здоровья, а Госфильмофонд как был паразитом на теле родной культуры, так и остаётся, и лейбл его издательский разве что во сне увидишь. Хуже Госфильмофонда в этом смысле только Российская Книжная Палата, давным-давно созданная для благ библиографии, а ныне совершенно бесполезная организация, занятая только торговлей ISBN (Международными Стандартными Книжными Номерами), - при том, что никому из нас эти ISBN нафиг не сдалися и если завтра они все исчезнут, то мы с вами этого даже не заметим, а бюджетное финансирование паразитам всё равно отстёгиваем.

Возвращаясь к нашему Кулешову: чужие рецензии и отзывы не вполне подготовили меня к увиденному. В общем и целом все продвигают мысль, что фильм рассказывает о конфликте хтонического, естественного базиса животных начал со слишком крепкой и давяще-тяжёлой надстройкой буржуазной социализации.

Но вот следует та сцена, где ранее грубивший и не шедший на контакт ирландец со слезами на глазах выворачивает душу перед доброй миссис. На лице миссис (религиозной фанатички, не выпускающей из рук Новый Завет) торжество - грешник наконец-то покаялся в содеянном, она ему вроде исповедницы и отпускает грехи. Однако происходящее можно трактовать и как следственное мероприятие, в ходе которого получены признательные показания, опровергающие версию о спонтанном убийстве в аффекте. Теперь вина доказана, можно пирком да за смертный приговорчик

vlcsnap-2018-07-08-13h27m59s22 _ vlcsnap-2018-07-08-13h28m24s14

...и это единственный эпизод фильма, с которым я срезонировала настолько, чтобы воодушевиться и сказать себе "Класс!". Потому что люблю всё такое неоднозначное.
Да, в 1926 году я была бы недовольным зрителем.
...На какую долю намытого золота мог рассчитывать ирландец? Неужели ему полагался только голый оклад без бонусов, раз он так взбунтовался?
...Можно ли считать нестерпимым капиталистическим угнетением стирку белья в горячей воде в тёплой избушке, в то время как угнетатели на ветру под дождичком полный рабочий день ковыряются лопатами в песке и холодной воде?
...и прочие вопросы такого рода отравили бы мне всё удовольствие от созерцания Владимира Фогеля, актёра тысячи лиц, Александры Хохловой с её непередаваемо своеобразной внешностью, Сергея Комарова, приятно похожего на Голлума, плюс тонн воды, вылитой на актёров доброй съёмочной группой ради эпизода штормовой погоды.

vlcsnap-2018-07-08-12h27m34s122 vlcsnap-2018-07-08-13h00m55s164
vlcsnap-2018-07-08-12h15m25s244 vlcsnap-2018-07-08-13h17m36s196

Приз личных симпатий, конечно, отдан вот этому кадру, в глубине которого женщина дерётся с психопатом-убийцей, а вниманию зрителей предложена необычная поза застреленного старателя.

vlcsnap-2018-07-08-12h32m22s190

В остальном авторы налегали на символику. Которая поразительным образом не соотносилась с действием! - и, должно быть, в этом-то вся соль. В смысле, у меня нарратив с визуалом воедино так и не собрались. Как-будто два разных фильма одновременно смотрела.
Меня интересовал только и единственно вопрос, как супруги Нильсен планируют распорядиться долями погибших коллег. И если планируют отказать их наследникам во вступлении в наследство, то не является ли ирландец неудобным свидетелем, который подтвердит сам факт существования золота. Увы, ни сценарист Шкловский, ни режиссёр Кулешов вообще никак не коснулись этого вопроса.
То есть, авторами выпячивалась сама тема убийства как экзистенциального акта. В 1926 году в кино ходили вполне ещё молодые ветераны двух войн (даже трёх, если считать и русско-японскую). Может, для них и впрямь было важно дополнительно отрефлексировать смертоубийство, не знаю, у меня же нет такого опыта.

Первое золото. Символ алчности. Просто, понятно. Вот только тень от ладони принадлежит не ирландцу, а доброй миссис.

vlcsnap-2018-07-08-12h23m41s93

Новый Завет и огнестрельное оружие. В контексте фильма это любопытное сближение. Расстрел, наверное, чуть гуманнее повешения?

vlcsnap-2018-07-08-13h23m40s246

Вдохновенное чтение священного текста. Грязные руки.

vlcsnap-2018-07-08-13h39m44s153

А вот и аутентичная рецензия В. И. Блюма целиком (скан из журнала "Жизнь искусства", 1926 г., № 37, 14 сент.). С небольшим сокращением она републикована ранее, но без раскрытия псевдонима Садко, из-за чего текст выглядит хоть и длинным, но как бы рядовым, всего лишь одним из многих мнений, а не руководящим словом цензора из Главреперткома. Справедливости ради, цензурой кинематографа В. И. Блюм не распоряжался, его вотчина - театр и эстрада.
Для сравнения рядом привожу подвернувшуюся рецензию Ильи Трауберга из журнала "Рабочий и театр" (1926 г., № 51, стр. 15) - вот она как раз рядовая, ни к чему не обязывающая и не дающая сигналов по властной вертикали.
Осторожнее! профессиональный рецензент Блюм проспойлерил финал в первом же длинном абзаце. А вы говорите, блогеры лажают. Тут человек министерского уровня себе такое запросто позволил. И чтоб два раза не вставать, пусть здесь будет и фотография Владимира Ивановича Блюма, печатавшегося под псевдонимом Садко. А то в этих наших интернетах на него особо и посмотреть негде.

00000014 _ 00000015

раб и театр 1926 нр 51 с 15 _ IMG_0774

Tags: , , , ,

12 comments or Leave a comment
Comments
alek_morse From: alek_morse Date: July 8th, 2018 06:30 pm (UTC) (Link)
// Осторожнее! профессиональный рецензент Блюм проспойлерил финал в первом же длинном абзаце. А вы говорите, блогеры лажают. Тут человек министерского уровня себе такое запросто позволил. //

Использован приём по отваживанию потенциальных зрителей от фильмы?
adzhaya From: adzhaya Date: July 8th, 2018 06:50 pm (UTC) (Link)
Конкретно в те годы это грехом не считалось. Журналы печатали полный синопсис с точным указанием, чем всё закончится. Зрители желали в деталях знать, что получат за свои деньги!
libelli_nestor From: libelli_nestor Date: July 8th, 2018 08:05 pm (UTC) (Link)
Вам стоит полюбопытствовать, что написал в "Правде" о фильме Хрисанф Херсонский. Для пущей объективности и полноты картины. Просто одни говорят, что ленту рецензенты хором хулили, хотя не должно было быть так. Кто-то, конечно, там выловил каких-то блох, раздув их до слоновьих размеров, к чему-то придрался, кому-то что-то, возможно, понравилось.
По мне, так эта фильма до сих пор по достоинству не оценена. Как и все творчество Кулешова в целом вообще. Отдельный разговор еще о работе актеров, оператора. Мастерство запредельное. И все за буквально три копейки! Ведь это же самый бюджетный фильм за всю историю советского кинематографа! Фантастика.
adzhaya From: adzhaya Date: July 8th, 2018 08:46 pm (UTC) (Link)
Ой нет, в своём отечестве "Правды" не найти, это уж точно. В Публичке несколько лет назад её нипочём не выдавали, мол, реставрируем нещадно. (Но в любом случае сильно не люблю товарища Херсонского, потому что именно с его письменного доноса началось следствие по делу издательства "Теакинопечать", - но это у меня сугубо личная неприязнь)
libelli_nestor From: libelli_nestor Date: July 8th, 2018 09:45 pm (UTC) (Link)
Я тоже Херсонского не обожаю, но соображения объективности требуют его позицию учесть. Все-таки главная партийная газета, а не какой-то задрипанный журнал, хоть и со статьей широко известного в узких кругах Трауберга. :)

Edited at 2018-07-08 09:46 pm (UTC)
adzhaya From: adzhaya Date: July 9th, 2018 06:04 am (UTC) (Link)
Тогда владельцам сканов "Правды" стоило бы подсуетиться, чтоб сделать их доступными!
libelli_nestor From: libelli_nestor Date: July 9th, 2018 08:31 am (UTC) (Link)
Еще интересно посмотреть на Кулешова и на Р. Вине как на отцов основателей гранжа. Возможно, первые их хулители критики (Херсонский и Ко) что-то такое заметили, высказали какие-то любопытные вещи на этот счет, на что до сих пор никто не обратил внимания.
adzhaya From: adzhaya Date: July 9th, 2018 05:03 pm (UTC) (Link)
Ну, может какой аспирант вдохновится. Дорогу молодым дарованиям!
jrchernik From: jrchernik Date: July 12th, 2018 12:15 pm (UTC) (Link)
Кадры из фильма выглядят экзотично. Ради них уже хочу посмотреть. К тому же после "Человека с апппаратом" Вертова испытываю интерес к старому русскому кино. Но всё же весьма своеобразная штука =)
adzhaya From: adzhaya Date: July 12th, 2018 02:52 pm (UTC) (Link)
Не худший выбор! И плёнка не хлам облупленная, и все части сохранились. Не такое шикарное качество, как у некоторых немецких фильмов, но общее представление не испортит.
jrchernik From: jrchernik Date: July 20th, 2018 12:19 am (UTC) (Link)
Я если честно, в принципе не находил фильмов годов эдак 30-х, которые бы бесили качеством. Все они плюс-минус неплохо сохранились. На мой неискушённый взгляд, во всяком случае=)
adzhaya From: adzhaya Date: July 20th, 2018 08:07 am (UTC) (Link)
Дай бог памяти, "Женщина на Луне" Фрица Ланга (1929), отреставрированная в 2000, - вот когда я по-настоящему научилась ценить красоту немого кино! Всё остальное на её фоне с тех пор выглядит визуально дефектным. Но такая шикарная реставрация всего раз попалась.
И есть печальное негативное последствие - цифровые фильмы почти все кажутся убогим хламом. Хотя они ж не виноваты (наверное).
12 comments or Leave a comment