Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Положителен ли герой "Если..." Л.Андерсона?

Если... = If... Великобритания, 1969.
Режиссёр Линдсей Андерсон (1923-1994).

Когда взялась смотреть фильм, была уверена, что увижу следующее: "Грандиозная по своей философской мысли притча о подавлении человеческой личности с самого детства и стихийном бунте против этого подавления, в которой все увидели выражение молодежных волнений конца 60-х". Это из аннотации на обложке DVD.

Вроде всё совпадало: старшеклассник закрытой школы Мик Трэвис (блестящая роль Малколма Макдауэлла) вступил в конфликт с ровесниками, заправилами местной дедовщины. В своих фантазиях он дошёл до идеи вооружённого терроризма, потому что не видит другого способа расшевелить косное общество.

Но я ещё даже не добралась до финального гипотетического вопроса "что будет, если с приятелями занять место на крыше и обстрелять учеников и их родителей, выходящих со школьного мероприятия?", а уже ясно было, что Мик Трэвис - вовсе не борец за демократию.

Да, фильм с двойным, а то и с тройным дном. Угнетаемая личность - персонаж Макдауэлла - рвётся на свободу. Я приготовилась сопереживать бедняжке.
Но как же быть с продавщицей из кафе, на которую Мик окрысился от того, что не его выделила, а рядом сидящего приятеля? Разве девушка не имеет права на личные симпатии? Что ж ты, голубчик, как мышь на крупу дуешься и большие эротические планы строишь, где тебя не просят?
Не очень-то благородно Мик себя повёл, прямо скажем. Как тут не вспомнить пушкинское "Ты для себя лишь ищешь воли".

И вот в тот момент, когда я поняла, что герой протестует не против насилия как такового, а против того, чтобы лично его причисляли не к угнетателям, а к угнетаемым, в этот момент фильм стал и понятен, и сюжетно интересен.

Изюминка "Если..." - двойственность проблемы неординарности главного героя. "Маргинал" он среди своих ровесников или "андеграунд", как ему самому кажется? Но эта проблема мучает самого Мика, а для зрителя ничего не меняет. Лично я склоняюсь к "маргиналу". Но даже если и "андеграунд" - "Если..." такому угнетённому бедняжке дать власть, нам всем мало не покажется.

Словом, Мик Трэвис ни разу не похож на противника насилия. Он убеждает себя, что его насилие было бы красивее, изящнее, остроумнее и эффективнее. А на самом деле, он боится, что его насилие таким НЕ будет. Поэтому в его сон врывается стреляющая старушка, победить которую он не в силах.

И эта боевая старушенция очаровала меня, как не многие кинообразы чаровали. Мик Трэвис подсознательно боится, что он слабее тех, кого презирает, и что те, кого он презирает, ПРАВЫ, презирая его. Остервенело стреляющая старуха воплощает накал ненависти и агрессии, которые Мик хочет вызывать по отношению к себе. Стать объектом ненависти, а не презрения - вот его уровень борьбы.

В "О, счастливчик!" к палитре ненависти и презрения Андерсоном прибавлена ещё и любовь. Что может выйти из таких трёх компонентов? Вышел сюжет фильма "О, счастливчик!".
Tags: 1960-1969, арт-кино, британия рулит, молодежная тема, психологический психологизм, терроризм в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments