Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Ярость / The Fury (США, 1978, реж. Брайан Де Пальма)

Ярость 1978 Брайан Де Пальма.mkv_snapshot_00.06.36_[2019.03.27_21.08.55]

Почти двухчасовое зрелище смотрела не отрываясь. Значит, фильм хороший.
На этом хвалебная часть закончена, перехожу к существу вопроса.
Дано: вундеркинд телекинеза похищен спецслужбами, а его разгневанный папаша Кирг Дуглас встал на тропу войны и приготовился вырвать половозрелое дитя из рук врачей-убийц, причём основную ставку сделал на паранормальные способности ровесницы своего сына, пока ещё спецслужбами не похищенной, но ведь в вопросах похищения спецслужбами всегда дело за малым, сами понимаете. Эпическая драма отцовского отчаяния и бойцовских качеств от старта до финальных титров перемежается с не менее эпической драмой невинной девы, которой уже пора чудить и ошибаться, а у неё невольно полный мораторий на телесные контакты, потому что простым наложением рук вызывает обильное кровотечение у кого угодно. И спецэффекты, спецэффекты, спецэффекты.

Чисто теоретически, следовало бы расписать спецэффекты в красках и скриншотах и провести лестные либо нелестные сравнения с бюджетно сопоставимыми аналогами, а дальше мне перо в шляпу, а вам личные выводы по сабжу, если вы вдруг ещё не смотрели.
Но.
Тернист путь тру-рецензента. Тру-рецензент не ведётся на обёртку, он разворачивает фантик и ковыряет пальцами в конфете. Фильм начинается с темы "арабские террористы не совсем то, чем кажутся", а к финалу вообще разражается визуальными сентенциями о пушистых арабах, становящихся жертвами предубеждений и спонтанного шовинизма. Вышеописанные эпические драмы отцовской тоски и девичьей невинности тоже не совсем истории о полноценной реализации тяги к светлому, чистому, синему, зелёному и мокрому. Да всё в фильме не то, чем кажется! более того, не то, чем нам (ладно, только мне) хотелось бы, чтоб оно было.
Поэтому любить такой фильм я бы не смогла.
За кадром звучит уныло-взволнованная симфоническая музыка, напоказ монолитная. Местами ощутима излишне академическая тщательность в выстраивании кадра в духе наработок жанрового кино за предшествующую четверть века. Понятно, это всё нужно, чтоб усилить контраст формы и содержания. Эстетические диссонансы могут подействовать угнетающе, но от экрана не оторваться, чего ж мне ещё.

Вот эти кадры как-будто из вчерашнего и позавчерашнего дня кинематографа 1978 года.

Ярость 1978 Брайан Де Пальма.mkv_snapshot_01.38.12_[2019.03.27_22.58.09] _ Ярость 1978 Брайан Де Пальма.mkv_snapshot_01.25.53_[2019.03.27_22.37.26]

А эти вполне для 1978 современные и обращённые в тревоги завтрашнего дня.

Ярость 1978 Брайан Де Пальма.mkv_snapshot_01.16.20_[2019.03.27_22.27.25] _ Ярость 1978 Брайан Де Пальма.mkv_snapshot_01.27.43_[2019.03.27_22.40.05]

Какой из этих вариантов ваш (был бы в 1978 году)? Где вы предпочтёте искать объяснение происходящему вокруг вас - в понятном, осмысляемом, завершённом вчера или в пугающем, аморфном, непрозрачном завтра?

То есть, ключевое в "Ярости" не спецэффекты, а самоопределение зрителя по вопросу об арабских террористах - реально они внешняя угроза или это страшилка из позавчерашних газет.
Шёл 1978 год. Зрители смотрели "Ярость", обсуждали убедительность спецэффектов и степень психологической достоверности финала. Никто никогда не станет обсуждать эпизодических арабов, у которых и крупных планов-то нет. Но привязать арабов к самой проблеме достоверности - уже интересный ход.
Tags: 1970-1979, waspы нас научат, сша кино 1970-х, терроризм в кино, фантастика
Subscribe

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…