Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Мониторинг стадий

[Необязательное вступление]Прочла в френдленте: "Семейка Аддамс" пошла на очередной виток перезапуска - в виде мультсериала. Предъявлен трейлер. Мне резко не понравилась предложенная авторами анти-КристинаРиччи, так что, скорее всего, личный интерес к новому зрелищу на этом исчерпан.

Зато вспомнилась классическая мини-лекция госпожи доктора Пиндер-Шлёсс о стадиях принятия неизбежного. Во утешение Гомесу Аддамсу госпожа Пиндер-Шлёсс сократила логическую цепочку до гениально простого тезиса "ненавидишь, значит, обожаешь". Полностью разделяю её энтузиазм и солидаризуюсь с самим ходом мысли. Так и проще, и понятней, и практически легко применимо: не важно, знак плюс ставишь или знак минус, важна только сама эмоциональная вовлечённость и прилагаемые к ней адреналиновые бонусы. (А вы говорите, зачем смотреть плохие фильмы и злиться на них. Вот для этого и нужно!)
Я вам так скажу: госпожа доктор Пиндер-Шлёсс великая была женщина, зря они её закопали.


Но всё-таки стадий принятия неизбежного не меньше пяти, они растиражированы в наших интернетах и грех не воспользоваться.
- Отрицание
- Гнев
- Торг
- Депрессия
- Принятие

Вот эти-то стадии отлично описывают все эволюции кино про зомбей.
Тут главное найти правильную точку опоры.
Продолжаю укрепляться в мысли, что зомби-жанр вовсе не сублимация неврозов общества потребления, как это принято считать. Думаю, это всё-таки сублимация демографического невроза, т.е. агрессии к двум старшим поколениям, которые не дают совершеннолетнему Ивану-царевичу усесться на трон даже после квеста с Василисой. Годы идут, а седеющий Иван всё ещё младшенький в семье.
Словом, увеличение среднего по популяции срока жизни в какой-то момент дало в ощущениях картину всеобщей, подавляющей дряхлости. Это картина невиданная, не осмысленная и не прочувствованная в опыте поколений. До нас никто и никогда не видел такого количества морщинистых, немощных людей вокруг себя. Грубо говоря, нынешнее поколение 60+ исторически стало первым, кого в молодые годы этот визуальный ужас по башке ударил, а дальше становилось только страшнее, у нас же нет культуры красивой, независимой, самодостаточной старости, ей неоткуда было взяться.
Соответственно, динамика зомби-жанра это реакция на демографическую динамику. Коллективный разум быстро преодолел стадию "отрицания" и двинулся дальше. Вы заметили, что маленькие локальные зомби-эпидемии в сюжетике кино со времён классического фильма Ромеро не особо продвинулись? Думаю, это оно и есть. "Отрицать" в данном случае означает выстраивать полноценный, внутренне непротиворечивый сюжет о преодолении и победе с полностью просматриваемыми стратегией и тактикой конкретного протагониста, попутно доказывая случайный и временный характер проблемы. Конечно, долго в таком режиме ни один зомболог и зомбовед не продержался бы.
Поэтому через эпическую, планетарных масштабов зомби-апокалиптику кинематограф отработал стадию "гнева", сформировав из зомбей образ универсального врага. Раньше расцвет зомби-апокалиптики сдерживался только бюджетами и технологиями, а теперь уже практически ничем.
Стадия "торга" тоже активна, о ней говорит расцвет зомбеди (чёрных комедий о зомби).
Увы, дальше по методичке "депрессия". Подозреваю, это будут мейнстримные зомби-драмы с "Оскарами" наперевес и смерть жанра как живого организма. Помните зомби-мелодраму о Ромео и Джульетте "Тепло наших тел" (2013)? Как ни взгляни, весьма милый фильм, но какой же он дистиллированный...
Зато результат - "принятие", когда люди 60+ перестанут восприниматься как скрытая угроза и растрата ресурсов.
Замечу, зомби-жанр не единственный способ формирования нового коллективного опыта. Скажем, будки самоубийств в "Футураме" - сюжет с ними ведь тоже не просто так открывает культовый сериал.
Tags: зомби в кино, теория кино, тренды кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments