Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Cesta do pravěku (ЧССР, 1955, реж. Карел Земан)

Путешествие в начало времен / Cesta do pravěku
Чехия, 1955, 81 мин.
Научно-фантастический фильм для молодёжи, вольная интерпретация романа Жюля Верна "Путешествие к центру Земли".
Реж. Карел Земан (1910-1989), художник-постановщик Зденек Буриан (1905-1981).

Компания из четырёх подростков в возрасте от 11 до 16 лет осматривает залы музея естественной истории, где демонстрируются останки живых организмов доисторических эпох. Чем древнее жизнь, тем её формы проще, - главный вывод экскурсии.
Рядом с музеем озеро. Если поплыть на лодке, и заметить таинственную пещеру, и взяться её обследовать, и ни за что не поворачивать обратно...
то можно совершить путешествие к началу времён.

Самый поразительный фильм "с динозаврами", какой мне приходилось видеть. Фильм-экскурсия.
Юных героев не сопровождает ни один взрослый, хотя и плотоядная бескрылая птица-гигант за ними гналась, и леопард их выслеживал, и крокодилы лодку осаждали, и к мамонту они чуть сдуру на берег не высадились, и т.д. Но это мир идеализированных детских фантазий, где нет места взаимному соперничеству, сексу, агрессии. Взрослые там не нужны.

По аналогичному принципу - толерантное сосуществование хомо сапиенс с животными любых видов - построен сюжет романа русского геолога, академика Владимира Обручева "Плутония" (опубликован в 1924г.). Увы, русская книга, и в познавательном, и в драматическом отношении намного более интересная, так до сих пор и не экранизирована.
Зато все видели экранизации книги Артура Конан Дойля "Затерянный мир". Где снова и снова вооружённые люди идут в атаку на равнодушных к ним ящеров. Вот уж, воистину, иллюстрация к тургеневскому тезису о разнице между природой-храмом и природой-мастерской.

Характерная особенность фильма Земана - отсутствие взаимной связи между каждым появлением вымерших животных и драматически напряжёнными моментами повествования. То есть, фильм не о мамонтах и динозаврах как таковых, а о тяге человека к познанию нового и одновременно - о чувстве локтя.
Фильм снят в духе идеи социальной ответственности, в современном кино непопулярной и фальшиво звучащей. А один из мальчиков даже рассуждал вслух о том, что ему важно увидеть то-то и то-то, чтобы рассказать об этом своим будущим детям. Покажите мне такого современного пацанёнка. которого заботит, какие истории услышат от папы его будущие дети.

Дополнительное удивление вызывает финал "Путешествия к началу времён". Дело в том, что я смотрела дублированную на русский язык англоязычную американскую версию 1966 года. Те, кто видел странный, тревожный - пусть и не самый удачный - фильм Кена Рассела "Другие ипостаси" (Великобритания, 1980), сразу опознают тот же мотив прикосновения к глубинным истокам, встречи Суетного с Вечным.
Tags: 1950-1959, детское кино, динозавры в кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments