?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Алиса Постик по эту сторону экрана
Смотрела кино, узнала о себе много нового. Хочу знать, как меня зомбируют
adzhaya
adzhaya
Ещё раз о мистике советского кинематографа
Раннее обнаружилось, что внешне безобидный детский фильм "Внимание! В городе волшебник!" ((Беларусьфильм, 1963, реж. Владимир Бычков) был поставлен ровно-ровно накануне появления в криминальной хронике легендарного Мосгаза и в точности описывал деятельность этого маньяка-убийцы.

Но если коллективное бессознательное и впрямь транслирует свои травмы через произведения массового искусства, то не может существовать всего-навсего один такой фильм, где вместо благостных скреп и пропаганды - нервяк, предчувствие неизбежной хтони и остриё дихотомий язвящее. И вот пожалуйста, Калатозов снял "Неотправленное письмо" в 1959 году. А в феврале 1959 что было? Была история с тургруппой Дятлова. Бинго! Сценарий фильма не оригинальный, а по ранее появившемуся одноименному литературному источнику. Значит, мы опять имеем дело с произведением искусства (литературы), созданным ДО трагического события, закогтившего наше коллективное бессознательное.

Пора каталогизировать.
"Внимание! В городе волшебник!" и убийца Мосгаз. Очевидным образом затронуты болевые точки горожан-одиночек без социальных связей, догляду и опор. Реальный Мосгаз и киношный "Волшебник" равным образом воплотили страх новичков-мегаполисян перед безликостью новой среды обитания и атомизированностью социума. Но урбанизация уже начала пылесосом втягивать в мегаполисы жителей провинциальных городков, процесс неостановим.
"Неотправленное письмо" и тургруппа Дятлова. Крах утопии как таковой. Мужчины и женщины в пору расцвета, физически безупречные, социально благополучные и во всём равные, технари-прагматики с кристально ясными карьерными перспективами. Они эталон, социальный стандарт и идеал, но безмерно хрупки при встрече с четырьмя стихиями. Наверное, это можно назвать крахом "олимпийской" утопии - утопии боголюдей, не познавших болезней, немощей и старости? Тогда должно быть что-то ещё, что-то о крахе "техногенной" утопии. Делаю ставку на смерть Гагарина. Наверняка история человека, жестоко преданного своей беспечной железной птицей, предсказана на экране ДО 1968 года.

Tags: , , ,

37 comments or Leave a comment
Comments
konst19791019 From: konst19791019 Date: September 19th, 2019 07:28 pm (UTC) (Link)
Повесть КУКОЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, по которой поставлен фильм Бычкова, была в книжке ДЕНЬ ЧУДЕС. Мне было лет 6, когда я ее прочитал. Ничего не запомнил, кроме названия)). Сейчас погуглил: книга, оказывается, 1961 года.
Если бы в Иванове убийцу звали "Мосгаз", у меня, возможно, тоже что-то внутри ёкнуло бы при чтении. Вероятнее всего, я читал ДО убийств... К тому же у нас он, звонив в квартиры или стучась в двери, представлялся "Горгаз" (так именовалась Ивановская газовая контора). Поскольку в книге Волшебник называет себя Могэс, то я все равно никак не среагировал бы на это странное слово. Где - Могэс, а где - Горгаз...
Пугались мы, дети, конечно, основательно, когда из-за дверей слышали любой чужой голос: я жил в доме 10 по улице Калинина, а убийство 12-летнего мальчика случилось в доме 6. "Спи давай! - говорили мне старшие сестры. - А то придет Горгаз и унесет тебя с собой!" Вот с тех пор я и не сплю по ночам)))))))

adzhaya From: adzhaya Date: September 19th, 2019 09:01 pm (UTC) (Link)
Горгаз - прямо как сын Горгоны и Горыныча. Жуть.
Иван Петров From: Иван Петров Date: September 19th, 2019 08:38 pm (UTC) (Link)
Я тут отсматриваю коллекцию Ленфильма и Мосфильма по долгу службы. Удивило практически полное отсутствие на экранах примеров здоровых семейных отношений. Обязательно есть какая-то болезненная созависимость. Разве что только Семён Семёныча из Бриллиантовой руки я могу назвать примером отличной, без шуток, ролевой модели и здоровых отношений со второй половинкой. Никто никого не пилит — с ума сойти! А так что ни возьми — обязательно кто-то кого то пилит и рассказывает про страдания в семейной жизни. И чем дальше — тем хуже, от фильма «Валентин и Валентина» местами трясло — настолько там суровые картины психологического прессинга со стороны «Сильных одиноких матерей ТМ». Вот почему не могли показать здоровую семью в советском кино?
adzhaya From: adzhaya Date: September 19th, 2019 09:24 pm (UTC) (Link)
Может, это не голос коллективного бессознательного, а сублимация чего-то вполне осознанного, но запретного для обсуждения? Например, советская экранная семья - семья без секса. Но построить фильм на этом нельзя, поэтому агрессия неудовлетворённости перенаправляется в сторону олицетворяющих фигур.
murzillo From: murzillo Date: September 19th, 2019 08:49 pm (UTC) (Link)
прям жалко стало что я не посмотрела всё кино в мире, включая советское. Наверняка такие связи можно найти.
эх, мало живём.
adzhaya From: adzhaya Date: September 19th, 2019 09:14 pm (UTC) (Link)
И не говори!
libelli_nestor From: libelli_nestor Date: September 19th, 2019 09:37 pm (UTC) (Link)
"Голый остров" Канэто Синдо 1960.
adzhaya From: adzhaya Date: September 22nd, 2019 12:38 pm (UTC) (Link)
Испытываю сомнение. Ведь "Голый остров" не может относиться к произведениям массовой культуры, он подчинён авторской индивидуальной манипуляции?
gorojanin_iz_b From: gorojanin_iz_b Date: September 20th, 2019 12:44 am (UTC) (Link)
Близко!
Но еще ближе прямая постановка "поход и загадочная смерть под Отортеном группы Дятлова". Тела принесены, съемки подложны. Психический шок на сломе эпох, который и до сих несет сокрушительный заряд ненависти к уходящей ипостаси государства (в тот период - сталинской) и пользуется средствами масс-медиа во всю дурь.

Edited at 2019-09-20 12:46 am (UTC)
adzhaya From: adzhaya Date: September 20th, 2019 08:10 am (UTC) (Link)
Так прозвучало, словно туристы в горах вообще никогда не гибли.
pashkovdv From: pashkovdv Date: September 20th, 2019 06:15 am (UTC) (Link)
Среди исследователей событий с Дятловым есть и такие, кто утверждают, что это все постановка. В частности, разбирают фотографии похода, где находят много "фотошопа". Легко гуглится.
adzhaya From: adzhaya Date: September 20th, 2019 08:04 am (UTC) (Link)
не группа Дятлова, так любой её аналог. Фамилии же не принципиальны, потому что люди запоминают символы, а не факты. Вот и абстрактный "Мосгаз" легко превращается в не менее абстрактный "Горгаз", а реальные паспортные данные реального преступника навсегда останутся малоинтересным довеском к статье в википедии.
Тут главное, что в нашем коллективном бессознательном страшных сценариев поболе, чем каталогизировано перечнем исторически достоверных происшествий. Так оно и работает: сначала неуверенные предчувствия, где и как именно может рвануть, а если потом случается реальный взрыв, то он-то становится неисцелимой травмой. Речь об этом.
bit_pitt From: bit_pitt Date: September 20th, 2019 09:17 am (UTC) (Link)
Есть еще избитое сравнение фильма "Сталкер" (1979) и Чернобыльской аварии (1986). И том же 1979 выходит "Китайский синдром" еще более близкий к теме Чернобыля.
И, кстати, об Урбанском, в фильме "Большая руда" (1964) его персонаж попадает в аварию на машине и умирает в больнице, а на следующий год он сам разбивается на съемках картины и умирает по дороге в больницу.
Уверен есть еще примеры (не только в советском кино), но на работе плохо вспоминается)

Edited at 2019-09-20 04:47 pm (UTC)
adzhaya From: adzhaya Date: September 22nd, 2019 12:22 pm (UTC) (Link)
Какая шикарная брошюра могла бы получиться, возьмись за это ушлый журналист. Фотки, восклицательные знаки, интервью со свидетелями...
libelli_nestor From: libelli_nestor Date: September 20th, 2019 08:47 pm (UTC) (Link)
Наверно, здесь стоит упомянуть еще кучу американских апокалиптических картин 50-х гг. о всемирной ядерной катастрофе. И англичане тоже сняли парочку. Художественно достаточно неслабые картины были. Не говоря о фильмах С. Кубрика 50-х. Почти все они в таком ключе именно.
adzhaya From: adzhaya Date: September 22nd, 2019 12:34 pm (UTC) (Link)
Вроде это, наоборот, предсказания не сбывшиеся.
Да и страхи из "ядерной" области не глубинные, а всё больше раздутые газетами и радио. Это мнение у меня сложилось из-за фильма Кэрола Рида "Третий человек", в котором от фашистов в ужасе отшатнулся идеально подходящий для фашизации лузер (а значит, в социуме какое-то преодоление чувства обречённости ко злу уже произошло).
37 comments or Leave a comment