Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Ещё раз о мистике советского кинематографа

Раннее обнаружилось, что внешне безобидный детский фильм "Внимание! В городе волшебник!" ((Беларусьфильм, 1963, реж. Владимир Бычков) был поставлен ровно-ровно накануне появления в криминальной хронике легендарного Мосгаза и в точности описывал деятельность этого маньяка-убийцы.

Но если коллективное бессознательное и впрямь транслирует свои предвкушаемые травмы через произведения массового искусства, то не может существовать всего-навсего один такой фильм, где вместо благостных скреп и пропаганды - нервяк, предчувствие неизбежной хтони и остриё дихотомий язвящее. И вот пожалуйста, Калатозов снял "Неотправленное письмо" в 1959 году. А в феврале 1959 что было? Была история с тургруппой Дятлова. Бинго! Сценарий фильма не оригинальный, а по ранее появившемуся одноименному литературному источнику. Значит, мы опять имеем дело с произведением искусства (литературы), созданным ДО того трагического события, которое закогтило наше коллективное бессознательное.

Пора каталогизировать.
"Внимание! В городе волшебник!" и убийца Мосгаз. Очевидным образом затронуты болевые точки горожан-одиночек без социальных связей, догляду и опор. Реальный Мосгаз и киношный "волшебник" равным образом воплотили страх новичков-мегаполисян перед безликостью новой среды обитания и атомизированностью социума. Но урбанизация уже начала пылесосом втягивать в мегаполисы жителей провинциальных городков, процесс неостановим.
"Неотправленное письмо" и тургруппа Дятлова. Крах утопии как таковой. Мужчины и женщины в пору расцвета, физически безупречные, социально благополучные и во всём равные, технари-прагматики с кристально ясными карьерными перспективами. Они эталон, социальный стандарт и идеал, но безмерно хрупки при встрече с четырьмя стихиями. Наверное, это можно назвать крахом "олимпийской" утопии - утопии боголюдей, не познавших болезней, немощей и старости? Тогда должно быть что-то ещё, что-то о крахе "техногенной" утопии. Делаю ставку на смерть Гагарина. Наверняка история человека, жестоко преданного своей беспечной железной птицей, предсказана на экране ДО 1968 года.
Tags: 1950-1959, 1960-1969, гностическое рядом, советское кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments