Песнь любви = Un chant d'amour: Гомоэротическая киноновелла. Реж. Жан Жене (Jean Jenet).
Франция, 1950, 26 мин., ч/б, немой, с музыкальным сопровождением.
Издание British Film Institite
Поэтическая драма характеров, развернувшаяся между заключённым, влюблённым в парня из соседней камеры, и тюремным охранником.
Статья из "Словаря французского кино": ЖЕНЕ (Genet) Жан (Париж, 1910 - 1986), французский писатель. Единственный фильм, снятый по его сценарию и долгое время находившийся под запретом, является одним из самых знаменитых фильмов, в основе которых лежат запретные темы. Съемки проходили в 1950 с использованием декораций ночного клуба и в притоне «Мадам Милли». «Песнь любви» - это сказание без слов, где в роли главного лирического героя выступают цветы, которые две руки пытаются передать из одного окна тюрьмы в другое. Это история о несколько призрачной любви одного узника к другому, воссоздающая без прикрас, но и без порнографии, сцены из тюремной жизни, вызвавшая живой интерес публики к его произведению «Строгий надзор».
Отрывок о Жане Жене из книги С. Диллона «Дерек Джармен и лирический фильм» в переводе illa_anna
Наиболее полная подборка рецензий на русском языке с, хм, специализированного киносайта.
Из отзыва pamupe_cc: "Гомофобам Un chant d'amour смотреть не стоит:)"
:)) На самом деле, некоторые гомофобы могли бы выдержать просмотр "Песни любви", стоит придержать за фалды буйный полёт эротических опасений и фантазий. Ведь короткометражка Жене в том числе и о том, что гомофобы зачастую трактуют устремления своих "неправильных" сограждан не вполне корректно и видят зло там, где его может и не быть. "Песня любви" демонстрирует, как искренность чувств переводится на язык половой распущенности и жадной извращённости.
В фильме чередуются сцены любовного томления - реального и воображаемого. Одни сцены поэтичны и страстны, но вместе с тем нежны и деликатны, и персонифицированы детальным показом внешности участников. Другие эротические сцены - снятые в кромешной темноте с единичным ярким источником освещения - смелы за гранью приличий и графически выразительны, но их участники лишены какой-либо индивидуальной характеристики и даже на крупных планах зритель не увидит ничего, кроме искажённого светом профиля.
Вот на этом контрасте – реальные естественные люди в понятных ситуациях и затенённые "люди-модели" в вызывающих ракурсах порностудии – построено противопоставление "реальной" гомосексуальности её идеологизированному образу, пугающему мирный социум. Мирный, но любопытный и отчасти завистливый.
Судите сами.
Действие "Песни любви" разворачивается в некоей тюрьме с одиночными камерами во время очередного обхода дежурного охранника. Метафора вполне очевидная - узники и злой тюремщик.Какие преступления привели персонажей в одиночное заключение, имеются ли в тюрьме другие охранники... мы не узнаем.
Учреждение пенитенциарной системы прямо-таки наполнено жаждой физической любви. В частности, в двух соседних камерах находятся нарциссичный юноша лет 20-22 и слегка обросший щетиной мужчина лет тридцати. Из окна одной камеры в окно другой заключённые пытаются передать друг другу цветущую ветку.
Взрослый сиделец исступлённо проявляет знаки внимания к соседу, например, целует общую с ним стену. Единственное средство коммуникации между заключёнными - микроскопическое отверстие в каменной кладке, куда пролезает разве что соломинка. Вот эту соломинку старший мужчина периодически водвигает в камеру младшего и начинает страстно дышать через неё папиросным дымом. Несомненно, он главный персонаж этой истории.
Младшему льстит внимание старшего. Дым он с удовольствием вдыхает. Но не похоже, чтобы он был влюблён. Скорее, мальчик хочет, чтобы к нему прикасались, чтобы его любили. Для привлечения внимания у него есть татуировка на левом предплечье: некое приветливое существо, получеловечек, полумультяшка. Юноша устраивает себе забавную игру с носком: сидя на нарах, пристально смотрит на свою ступню и медленно, сладострастно стягивает с неё носок:)
Совершая обход, дежурный охранник видит в глазок каждой камеры, как узники пританцовывают, оглаживают себя, мастурбируют (весьма откровенные кадры, повлекшие немедленный запрет публичной демонстрации фильма), обнимают воображаемых возлюбленных и прочая, прочая, прочая. "Неправильная" или "правильная" сексуальная ориентированность при этом, разумеется никак не проявляется. Мужчины томятся-мечтают неизвестно о ком сами наедине с собой. Охраннику несладко - они там все в камерах полуголые и с перспективой дальнейшего стриптиза, а он, бедняга, в форменной одежде, а хочется, как всем:))
Наибольшее внимание охранника привлекает пара, с которой началось повествование. Камера оператора словно сочувствует этим двоим, не жалея выразительных крупных планов. Тоска влюблённого достигает масштабов полупомешанности и одержимости.
Тридцатилетний Ромео вызывает в охраннике прилив неприличных фантазий. Вот, вот какими непотребствами хочет заниматься заключённый со своим младшим коллегой! Вот такими! и такими! и даже ТАКИМИ! Взвинтив себя до нужного градуса ненависти, дежурный с оружием наизготовку входит в камеру к манящему заключённому. Растёгивает форменный китель. Снимает ремень. И лупит узника своим ремнём. С охранником всё ясно, не так ли?:)) Но это ещё не всё.
Избиваемый тем временем радостно улыбается, потому что прямо во время экзекуции его посещает видение: он и его возлюблённый свободно идут по лесу, им никто не мешает, юноша кокетничает, маленькая дружеская погоня, и вот они уже в стогу, и рука старшего возится с пряжкой ремня младшего... И всё, собственно. Пасторальная сцена, описываемая в категориях пасторали. Вот такая эротическая фантазия. Вполне целомудренная, если не считать пол задействованных лиц. Суть такой эротической фантазии в том, чтобы объект страсти не пищал и не уворачивался, а лежал смирно и выглядел приветливо:)
Видя улыбку Ромео, дежурный взъяряется окончательно и... засовывает дуло пистолета заключённому в рот. Тело дежурного характерно содрогается. Теперь с ним всё ясно даже ещё больше, чем раньше!:)
Из окна одной камеры в окно другой передана цветущая ветка. Любовь превозмогает всё. Fin.
О снятых в 1947г. «Фейерверках» Кеннета Энгера я уже писала раньше, вот здесь. «Фейерверки» аллегоричны и одновременно жёстко натуралистичны. «Песнь любви» полна поэзии и недосказанности. Два гомоэротических короткометражных шедевра, снятых в пределах одного пятилетия и не требующих дубляжа. Где сборник, я спрашиваю?!