Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

У меня есть сердце, а у сердца песня, а у песни тайна... Жан Жене

Песнь любви = Un chant d'amour: Гомоэротическая киноновелла. Реж. Жан Жене (Jean Jenet).
Франция, 1950, 26 мин., ч/б, немой, с музыкальным сопровождением.
Издание British Film Institite

Поэтическая драма характеров, развернувшаяся между заключённым, влюблённым в парня из соседней камеры, и тюремным охранником.

Статья из "Словаря французского кино": ЖЕНЕ (Genet) Жан (Париж, 1910 - 1986), французский писатель. Единственный фильм, снятый по его сценарию и долгое время находившийся под запретом, является одним из самых знаменитых фильмов, в основе которых лежат запретные темы. Съемки проходили в 1950 с использованием декораций ночного клуба и в притоне «Мадам Милли». «Песнь любви» - это сказание без слов, где в роли главного лирического героя выступают цветы, которые две руки пытаются передать из одного окна тюрьмы в другое. Это история о несколько призрачной любви одного узника к другому, воссоздающая без прикрас, но и без порнографии, сцены из тюремной жизни, вызвавшая живой интерес публики к его произведению «Строгий надзор».

Отрывок о Жане Жене из книги С. Диллона «Дерек Джармен и лирический фильм» в переводе illa_anna

Наиболее полная подборка рецензий на русском языке с, хм, специализированного киносайта.

Из отзыва pamupe_cc: "Гомофобам Un chant d'amour смотреть не стоит:)"

:)) На самом деле, некоторые гомофобы могли бы выдержать просмотр "Песни любви", стоит придержать за фалды буйный полёт эротических опасений и фантазий. Ведь короткометражка Жене в том числе и о том, что гомофобы зачастую трактуют устремления своих "неправильных" сограждан не вполне корректно и видят зло там, где его может и не быть. "Песня любви" демонстрирует, как искренность чувств переводится на язык половой распущенности и жадной извращённости.

В фильме чередуются сцены любовного томления - реального и воображаемого. Одни сцены поэтичны и страстны, но вместе с тем нежны и деликатны, и персонифицированы детальным показом внешности участников. Другие эротические сцены - снятые в кромешной темноте с единичным ярким источником освещения - смелы за гранью приличий и графически выразительны, но их участники лишены какой-либо индивидуальной характеристики и даже на крупных планах зритель не увидит ничего, кроме искажённого светом профиля.
Вот на этом контрасте – реальные естественные люди в понятных ситуациях и затенённые "люди-модели" в вызывающих ракурсах порностудии – построено противопоставление "реальной" гомосексуальности её идеологизированному образу, пугающему мирный социум. Мирный, но любопытный и отчасти завистливый.

Судите сами.

 

Действие "Песни любви" разворачивается в некоей тюрьме с одиночными камерами во время очередного обхода дежурного охранника. Метафора вполне очевидная - узники и злой тюремщик.Какие преступления привели персонажей в одиночное заключение, имеются ли в тюрьме другие охранники... мы не узнаем.

Учреждение пенитенциарной системы прямо-таки наполнено жаждой физической любви. В частности, в двух соседних камерах находятся нарциссичный юноша лет 20-22 и слегка обросший щетиной мужчина лет тридцати. Из окна одной камеры в окно другой заключённые пытаются передать друг другу цветущую ветку.

Взрослый сиделец исступлённо проявляет знаки внимания к соседу, например, целует общую с ним стену. Единственное средство коммуникации между заключёнными - микроскопическое отверстие в каменной кладке, куда пролезает разве что соломинка. Вот эту соломинку старший мужчина периодически водвигает в камеру младшего и начинает страстно дышать через неё папиросным дымом. Несомненно, он главный персонаж этой истории.

Младшему льстит внимание старшего. Дым он с удовольствием вдыхает. Но не похоже, чтобы он был влюблён. Скорее, мальчик хочет, чтобы к нему прикасались, чтобы его любили. Для привлечения внимания у него есть татуировка на левом предплечье: некое приветливое существо, получеловечек, полумультяшка. Юноша устраивает себе забавную игру с носком: сидя на нарах, пристально смотрит на свою ступню и медленно, сладострастно стягивает с неё носок:)

Совершая обход, дежурный охранник видит в глазок каждой камеры, как узники пританцовывают, оглаживают себя, мастурбируют (весьма откровенные кадры, повлекшие немедленный запрет публичной демонстрации фильма), обнимают воображаемых возлюбленных и прочая, прочая, прочая. "Неправильная" или "правильная" сексуальная ориентированность при этом, разумеется никак не проявляется. Мужчины томятся-мечтают неизвестно о ком сами наедине с собой. Охраннику несладко - они там все в камерах полуголые и с перспективой дальнейшего стриптиза, а он, бедняга, в форменной одежде, а хочется, как всем:))

Наибольшее внимание охранника привлекает пара, с которой началось повествование. Камера оператора словно сочувствует этим двоим, не жалея выразительных крупных планов. Тоска влюблённого достигает масштабов полупомешанности и одержимости.

Тридцатилетний Ромео вызывает в охраннике прилив неприличных фантазий. Вот, вот какими непотребствами хочет заниматься заключённый со своим младшим коллегой! Вот такими! и такими! и даже ТАКИМИ! Взвинтив себя до нужного градуса ненависти, дежурный с оружием наизготовку входит в камеру к манящему заключённому. Растёгивает форменный китель. Снимает ремень. И лупит узника своим ремнём. С охранником всё ясно, не так ли?:)) Но это ещё не всё.

Избиваемый тем временем радостно улыбается, потому что прямо во время экзекуции его посещает видение: он и его возлюблённый свободно идут по лесу, им никто не мешает, юноша кокетничает, маленькая дружеская погоня, и вот они уже в стогу, и рука старшего возится с пряжкой ремня младшего... И всё, собственно. Пасторальная сцена, описываемая в категориях пасторали. Вот такая эротическая фантазия. Вполне целомудренная, если не считать пол задействованных лиц. Суть такой эротической фантазии в том, чтобы объект страсти не пищал и не уворачивался, а лежал смирно и выглядел приветливо:)

Видя улыбку Ромео, дежурный взъяряется окончательно и... засовывает дуло пистолета заключённому в рот. Тело дежурного характерно содрогается. Теперь с ним всё ясно даже ещё больше, чем раньше!:)

Из окна одной камеры в окно другой передана цветущая ветка. Любовь превозмогает всё. Fin.

 


О снятых в 1947г. «Фейерверках» Кеннета Энгера я уже писала раньше, вот здесь. «Фейерверки» аллегоричны и одновременно жёстко натуралистичны. «Песнь любви» полна поэзии и недосказанности. Два гомоэротических короткометражных шедевра, снятых в пределах одного пятилетия и не требующих дубляжа. Где сборник, я спрашиваю?!
Tags: 1950-1959, гомоэротика в кино, короткий метр, мелодрамы
Subscribe

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • "Вас уже выпустили из сумасшедшего дома?" (с) классика

    Комедии Гайдая сейчас невозможно пересматривать. В одном фильме девица самоизолировалась от дяди и жениха. В другом "бровьми союзна". В третьем…

  • "Хищника" пересмотрела

    Землистого цвета неуверенной походкой в плаще с кровавым подбоем и вместо мозга плавленый сырок. Лишнее зачеркнуть, сырок оставить, самоизоляция…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment