Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Непонятное в "Вечерних посетителях" Марселя Карне

Вечерние посетители: Философско-поэтическая костюмная сказка.
Франция, 1942, ч/б. Продолжительность 116 мин.
Реж. Марсель Карне.

Среди литературно-философских фантастических взрослых сказок, популярных в ХХ веке, не экранизированных, наверное, не осталось. "Маленький принц", "Обыкновенное чудо", "Горящее сердце Данко"... Притягательный для кино жанр, дающий богатые возможности для самовыражения и художникам-постановщикам, и любящим притчи сценаристам, и предстающим в выгодных романтических ролях актёрам. Про мультипликаторов и не говорю. Анимационный рай, да и только.

"Вечерние посетители" Марселя Карне слишком знаменитый фильм, чтобы я дерзнула распинаться о его сюжете. Словом, служитель и служительница Дьявола, Жиль и Доминик, явились в замок барона Уга на помолвку его дочери Анны с рыцарем Рено, чтобы воздать по заслугам всем лицемерным, неискренним, жадным... и себе самим.

Фильм вызывающе интеллектуален и ироничен для трагической сказки о разлучаемых влюблённых.
Перечислю то, что осталось для меня непонятным и засело в памяти.

1) Перевод названия и само название. "Вечерние посетители", "Гости на ночь", "Приходящие в сумерках", да всё что угодно - ничто из этого не передаёт содержание и атмосферу картины. Есть альтернативное название с употреблением слова "Дьявол" - по-моему, оно более правомерно.

2) Рыцарь Рено предстаёт брутальным властолюбцем, аналогом Волка Ларсена из романа Джека Лондона. Однако умирает с именем Доминик на устах. Значит, он её действительно полюбил? Или возглас умирающего - сродни проклятью обманщице?

3) Почему не доведена до какого-либо логического финала линия влюблённой в пажа некрасивой служанки? Зачем вообще нужна эта служанка?

4) Доминик всё время лжёт. Она говорит мужчинам то, что они сами хотят от неё услышать, и вкрапляет в медовые речи словесные семена раздора, подталкивая самоуверенных дураков к их печальному концу. Но она не пользуется случаем, чтобы посеять вражду между Анной и Жилем, хотя случай был. Я понимаю, если бы Доминик попыталась навредить, но чистота помыслов Анны помешала бы в этом. Однако Доминик не пытается вообще. Означает ли это, что Доминик не служанка Дьяволу, и не во всём подчинена его воле, ведь сам Дьявол попытался обольстить Анну, явившись к юной баронессе в облике Жиля?

5) Как мог Жиль оказаться во власти Дьявола? Освобождённый от клятвы Дьяволу Жиль столь мягок и пушист, что невозможно поверить, будто именно в таком состоянии души он заключил договор с Дьяволом. Значит, Дьявол вернул его в какое-то ещё более раннее состояние души, чем то, что привело к заключению договора с Нечистым. Значит, во власти Дьявола люди оказываются ещё до добровольного озвучивания этого страшного договора?
Была ли Доминик той червоточиной, которая разрушила счастье Жиля до такой степени, что он отдался под власть Дьявола?

6) Финальное биение сердец Жиля и Анны - его слышит только Дьявол?

7) Проводят ли историки кино какие-либо аналогии между "Вечерними посетителями" Карне и "Седьмой печатью" Бергмана? И есть ли они, эти аналогии?
Есть ли связь <кинематографических решений> между эпизодом остановки времени у Карне с соответствующим эпизодом из "Золушки" Кошеверовой? (если учесть, что "Золушка" снята по довоенной пьесе).
Tags: 1940-1949, мистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments