Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Шоу бонсая

"Вы не понимаете. Это не я заперт тут с вами. Это вы заперты здесь со мной". (с) классика

Шоу Трумана / The Truman Show (США, 1998, реж. Питер Уир)

vlcsnap-2020-05-04-16h52m48s212 vlcsnap-2020-05-04-16h45m43s59

Труман, сам того не подозревая, с младенчества живёт правилами ролевой игры-симуляции. Любой человек в его поле зрения является статистом прямого телеэфира, а сам он единственный импровизатор в жёстком сценарии мыльной оперы, снимаемой скрытыми камерами внутри гигантской телестудии.

Ценным активом медиа-индустрии Трумана сделала модная в 1990-х концепция "новой искренности": само его имя - омофон к "True man", а рекламная кампания шоу строится на восхвалении уникального хомо натуралиса. Тут мне бы взвиться до небес и облить сценариста ушатом помоев за веру в потенциал капитализации парня, лишённого харизмы секс-символа. Вы помните, как все бросили смотреть "Санту-Барбару", когда там сменили Мейсона?! Нет харизматика - нет зрителей, это закон мыльных опер. Однако с точки зрения реалий 2010-х и 2020-х сценарная идея "Шоу Трумана" неплохо попадает в практики корректирования поведения граждан через социальные рейтинги. Так что, пожалуй, всё-таки воздержусь от критики.

vlcsnap-2020-05-04-17h38m01s24vlcsnap-2020-05-04-17h37m41s87

Прогностический потенциал "Шоу Трумана" вопрос не праздный. В 1998-1999 годах круче на уровне замысла выглядела "Матрица". Локальная симуляция Truman Show не шла дальше сатиры на "американскую мечту", то бишь нафталиновые пятидесятые, в то время как тотальная симуляция Матрицы предлагала техно-миры, созвучные наступающим двухтысячным. Вачовски ловко перехватили кинорынок и вышибли "Шоу Трумана" из пула потенциальных франшиз, привлекательных для инвесторов. Меж тем, студия Truman Show вполне могла бы оказаться студией-матрёшкой с куполом, расширяющимися от сиквела к сиквелу в высоту и ширину, и рвущийся на свободу Труман только переходил бы из одной симуляции в другую. (Впрочем, если подумать, что-то подобное уже проделал английский кинорежиссёр Линдсей Андерсон в трилогии о Мике Трэвисе 1968-1982 годов).

Осталось понять, зачем "Шоу Трумана" тщательно приспособлено под аллюзии на мейнстримные религиозные культы. Вместо иррационально бестолковых духов предков и сил природы здорового неоязычника продвигается образ всесильного патрона, неусыпно контролирующего откуда-то сверху выполнение некоего замысла. Причём зритель чётко видит, что речь идёт о ложном божке, самозванце, так что выход Трумана из-под его власти никак не противоречит религиозным установкам. С другой стороны, ложный божок запасся и декорациями постъядерного апокалипсиса, и камерой у лестницы под куполом, поэтому трудно сказать, в чём именно Труман сумел выйти за рамки предписанного ему сценария.

vlcsnap-2020-05-04-17h42m43s32

Предположу, "Шоу Трумана" задевает струны души не склонных к социофобии агностиков и верующих, то есть тех хорошо социализированных людей, для которых существует какой-либо ответ на вопрос "есть ли Бог?". Для атеистов бытие высших сил ровно то же самое, что знаменитый коньяк по утрам, - ни "да", ни "нет", никакого смысла вообще совсем, кроме вывода о дурости спрашивающего. Дискурсивные отличия от верующих и агностиков не мешают нам видеть качество кинозрелища и актёрских перфомансов, не мешают отнестись к фильму как к проявлению авторской искренности. Но что толку от искренности в вопрошании о коньяке по утрам? Соответственно, к "Шоу Трумана" остаюсь в целом равнодушна.
Tags: 1990-1999, дух духовности духовитый, кино о кино, сша кино 1990-х, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments