Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

Дракула, Хесус, Соледад... и я

Граф Дракула = El Conde Dracula: Готический фильм ужасов по книге Брэма Стокера
Испания-Италия-ФРГ-Лихтенштейн, 1970.
Реж. Хесус Франко (Джесс Франко).
В ролях: Кристофер Ли (граф Дракула), Фред Вилльямс (молодой нотариус Джонатан Харкер), Клаус Кински (сумасшедший Ренфильд), Мария Ром (Мина, невета Харкера), Соледад Миранда (Люси, подруга Мины), Джек Тейлор (Квинси Моррис, друг Люси), Герберт Лом (профессор Ван Хельсинг), Пауль Мюллер (доктор Джон Сьюард).

Как-то мне попался на глаза восторженный отзыв о красоте и невообразимой сексапильности рано умершей актрисы Соледад Миранды (1943-1970). Наблюдать которую можно, например, в "Графе Дракуле" Хесуса Франко (род. 1930).

Заглянула в фильмографию универсала испанского жанрового кино и задумалась, стоит ли браться за просмотр.

Во-первых, синьор Франко оказался на все руки мастер - и режиссёр, и сценарист, и актёр, и оператор, и продюсер, и на дуде игрец, и под псевдонимами, и в порно. То ли он во всём талант, то ли налицо верный признак копеечных бюджетов и клинической графомании.

Во-вторых, творческая плодовитость его чрезвычайна, близка к запредельной. Что вызывает определённые подозрения. Даже если считать, что Хесус Франко приложил длань всего к двумстам фильмам, выйдет в среднем с середины 1950-х (а он до сих пор вносит свой вклад в кинематограф!) не меньше четырёх фильмов в год. Как известно, совмещать количество с качеством можно, но очень недолго.

Ну и в-третьих - что это за фильмы! Что за названия! "Сексуальная история О", "Белая рабыня", "Сексуальный Макумба", "Особняк живых мертвецов", "Садомания", "Раб преступлений", "Амазонки золотого храма", "Слияние вампиров", "Убийцы Барби против Дракулы", "Вампирши-лесбиянки"... Режиссёру с такой фильмографией фестивальные призы не светят, это уж точно:)) хотя один раз его фильм "Некрономикон - мечта грехов" (1967) участвовал в показе Берлинского кинофестиваля.

Полупорнографический дракуласплотейшен, подумала я. Всё с нею ясно, с этой волоокой Соледад. Но... взяла и посмотрела.

Клаус Кински в роли практически положительного персонажа. Ради одного этого уже стоило посмотреть:))

Которая из двух традиционно задействованных в сюжете барышень - прекрасная Соледад, узнала только после просмотра, изучая описание фильма. Выяснилось - та, которая брюнетка Люси. А мне как раз больше понравилась блондинка Мина. Правда, против Люси у златовласой блондинки излишне "опытный" вид, да и выигрышные сцены в эротическим оттенком (крупные планы замершей от наслаждения девушки, к шее которой приник вампир) отданы Соледад Миранде.

Из неэротических эпизодов:) особо отмечу фантасмагорический эпизод прибытия Джонатана Харкера в замок Дракулы сквозь мёртвый лес. Реально пугает, если смотреть не в дневные часы.

Также хорош, изобретателен и - не скрою - забавен своей простотой эпизод с оживающими по воле Дракулы чучелами, охраняющими гробы от вторгшихся борцов с вампирами, в то время как сам Дракула находится совсем в другом месте. Может, Хесус Франко и не первый, кто снял такой сложносочинённый эпизод, где злодей-волшебник на расстоянии дирижирует своей безвольной марионеткой и физически сталкивается с силой противодействия обратных заклинаний... но момент, когда во второй части "Властелина колец" Питера Джексона белый маг Гэндальф вышибает проекцию Сарумана (или Саурона? простите, я их всегда путаю!) из тела короля коневодов - этот красивый момент вполне мог быть подсмотрен и у Франко.

Вообще, тихих киноманских радостей в фильме Франко неожиданно много.
Чувствуется, что Хесус Франко ревнивым глазом следил за успехами итальянского коллеги Марио Бавы. Призрачная дымка с цветовыми эффектами, причуды освещения, фантазийный дизайн интерьеров (особенно окон, сквозь которые проникает к своим жертвам ненасытный граф), звенящая напряжением музыка... В тонкостях монтажа не разбираюсь, увольте, но и осмысленный монтаж там явно есть, и неожиданные пробежки камеры, создающие эффект присутствия.

Помимо визуальной составляющей, стоит отметить и идейную выдержанность фильма. "Граф Дракула" - самая серьёзная экранизация знаменитого сюжета, какую только можно представить. Серьёзная не только в смысле нагнетания таинственной атмосферы (чего там нагнетать, по большому счёту, если зрители и так наперёд всё знают?), но и в смысле отношения авторов к материалу, а актёров - к ролям. Никакого бесстыдства и смакования. Никакой обнажёнки. Ничего грязного, изъеденного червями, липко чавкающего под ногами героев. Брызнувшая из убиваемой вампирши кровь будет аккуратно стёрта белым платком.

Акцент сделан не на развлекалове для скучающих подростков, а на трагедии приближающихся смертей. Сколько "Дракул" видела, нигде больше не встретила рыдающую молодую мать, бьющуюся под дверью замка с просьбой вернуть ей младенца. Правда, и видела всего ничего, но зато какие имена! плоды трудов Мурнау, Херцога и Копполы, плюс "Дракула" Тода Браунинга и Карла Фройнда. Тоже всё очень серьёзные фильмы. Ах да, ещё старательную киноманскую фантазию "Тень вампира" как-то видела.

И в принципе, мастеру "Амазонок золотого храма" и "Убийц Барби" вполне нашлось место в этом славном ряду. Фиг с ними, с фестивальными наградами, зато какая хорошая компания подобралась!
Tags: 1970-1979, вампиры в кино, испанское кино
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Про что кино "Джиперс-Криперс-2"

    Смотрю, iskander_zombie рубанул с плеча, мол, совсем пустяковый и бессодержательный сиквел у мрачного "Джиперса-Криперса". Не стерпело…

  • Свингующая Япония

    Повесть о жестокой юности / История жестокой юности / Seishun zankoku monogatari (Япония, 1960, реж. и сценарист Осима Нагиса) Да-да, тот самый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments