Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Серафина" в текущей ЖЖизни. А также и мои впечатления

Реакция ЖЖистов на "Серафину" хороша своим разнообразием.
Наиболее подробная рецензия принадлежит Владиславу Шувалову. Собственно, после этого текста vlush я и заинтересовалась фильмом.
Подробный отзыв уже успел написать alexeigrekov, с которым я развиртуализировалась перед показом "Серафины".
В целом же о "Серафине" чаще и подробнее пишут усердные женские ручки.
Передачу смыслов специфическими - и специально для данного фильма отобранными - средствами киноязыка отмечает </span> elena_demidova.
Вот критичное, но всё равно положительное мнение из журнала bezbiletnica.
Полон противоречивых эмоций отзыв solacium. Воистину неожиданный взгляд на драматургию фильма, тем и ценен:)
Вот omega_luna украсила свой пост репродукцией одной из картин Серафины, причём картины тревожной по духу.
Вот пишет serenasan 1986г.р. За год всего 40 постов, из них один посвящён только "Серафине". Скорее информативно, чем эмоционально, без смелых выводов, весьма уважительно.
Вот пишет кто-то из Новосибирска - человеку просто очень понравилось, заодно перепечатан материал "Музея кино".
Низко ставит "Серафину" greeen_hat, которой намного более близок незнакомый мне фильм Филиппа Клоделя о женщине трудной судьбы.
Вот довоенную художницу сравнивают с конкретным современным деятелем непризнанных искусств.

Николай Караев уже взял интервью у биографа Серафины.

Первые полчаса, - и даже, наверное, поболее, - тяжеловаты. Я утомлённо проектировала свой будущий пост, который хотелось озаглавить "Тяжела и неказиста жизнь у арт-примитивиста".
Потом Мартен Прово раскрыл козыри, и публика погрузилась в напряжённое оцепенение. Не верилось, что её картинка с яблоками может быть так прекрасна - но она была прекрасна. Не верилось, что Серафина сделает именно эти ошибки - но она их делала, делала, делала...

Уже там, в кинозале, было ясно, что моё мнение полностью солидаризуется с мнением Елены Демидовой.

Очаровало простое и очевидное движение камеры в сцене "Серафина ночью рисует яблоки" - когда от рабочего стола, вслед за взглядом Серафины, камера буквально взлетает к полке с горящими свечами. Каких-то полметра разницы в высоте между столом и полкой, а видно, что огоньки над головой означают для художницы присутствие Высшей Воли в её убогой комнатёнке.

Громадное наслаждение получила в сцене "Искусствоведу Вильгельму Уде впервые удаётся убедить Серафину в том, что его восхищение серьёзно". Всё происходит внутри одного кадра, почти без движения камеры. Вильгельм тянет под руку смущённую Серафину мимо кустов на лужайку перед особняком и усаживает на стульчик, чтобы отчитать за непослушание. У кустов густые тени, стульчик залит солнечным светом, но вдруг этот свет теряет естественность, становится слишком ярким, слишком белым, - вот он, момент, когда вместе с зёрнами уверенности Вильгельм заронил в Серафину зёрна гордыни.

Сама Серафина в блистательном и рискованном для женщины исполнении Иоланды Моро - имхо, объяснение в любви живописцам нового времени.
Например, причёской с дурацким пучком на темени и удивительно гибкой пластикой рук Серафина напоминает "Любительницу абсента" Пабло Пикассо.


Тяжёлая походка с наклонённым вперёд корпусом, где движение ног не переходит в движение плеч... схватываемый объективом камеры угловатый и дисгармоничный силуэт Серафины... женщина в чёрном среди коричневых стен... - рождается смутное ощущение, что нечто подобное может найтись... у Тулуз-Лотрека?


Многие ракурсы вызывают также - по крайней мере, у меня, - смутные ассоциации с героинями Гогена ("Женщины Таити") и Ван Гога ("Арльские дамы").


К признаваемой всеми зрителями теме ответственности интеллигента перед доверчивым дитём народа я бы добавила ещё одну тему: бессилие логики живущего в дискретном времени горожанина перед живой, извилистой и цельной логикой природы.
Вильгельм Уде не смог контролировать Серафину. Но меценат и не должен контролировать художника, упаси боже.
Может ли тогда Вильгельм Уде быть признан невольным виновником несчастий Серафины? Думаю, ни в коем случае. Соловей - серая птичка. Что случилось бы с ним, узнай он. что достоин солировать в опере? Кто бы мог предположить, глядя на те чудные яблоки и луговые травы, какой болью расцветёт Дерево Жизни под кистью женщины, рассказывавшей о своей любви к красоте мира, чтобы люди, наконец, полюбили и малую частицу мира, Серафину?
Tags: 2000-2009, арт-кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments