Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

План 9 из израненного сердца Эда Вуда

План 9 из открытого космоса Plan 9 From Outer Space: Фантастика, триллер. США, 1956 (выход в прокат 1959). Реж. Эд Вуд-младший. В ролях: Бела Лугоши, Тор Джонсон (инспектор Клэй), Вампира, Грегори Уилкотт (Джефф Трент), Мона МакКиннон (Паула Трент) и др.

По-своему знаменитый фильм о противостоянии нескольких американцев нескольким инопланетянам, превратившим в кровожадных зомби нескольких покойников с кладбища. Инопланетная акция устрашения была предпринята, чтобы привлечь внимание землян к проблеме ядерного разоружения. Но не тут-то было, и американцы своё ядерное право никому не отдадут!

Изначальный вариант чёрно-бел, и смотреть следует именно его. Есть раскрашенная версия, но это, конечно, извращение, недостойное упоминания в возвышенном контексте.

Хороши - действительно хороши - только первые 10-15 минут фильма. Всё остальное действие напоминает визуализированный радиоспектакль или ускоренный телесериал. Но начало – оно мистико-детективное, почти нуар. Сохрани Вуд атмосферу начальной части фильма, никто бы не назвал его работу "самым худшим фильмом всех времён и народов" – фильмом, где актёры бездарны, декорации картонны, сюжет невменяем, и всё это способен заметить даже малый ребёнок.

В принципе, вопрос вкуса. Скажем, павильонные съёмки в "Плане 9" настолько чудовищны, что дух захватывает. Так плохо, что временами уже, действительно, хорошо. Как бы ни банально это звучало.

Картонные декорации никак не мешают глазу натренированного на ретро-малобюджетках зрителя. Но то, что после весьма бодрого старта на середине фильма все, решительно все зрители откровенно скучают... Чётко видно, как снятая строго (хм, вероятно, строго) по сценарию начальная часть быстро мутирует в любительскую постановку, где хронометраж реплик важнее их содержания.

Показанная в бёртоновской ленте "Эд Вуд" борьба внутри съёмочной группы, видимо, была ещё серьёзней, чем мы думаем. С такой проблемой сталкивался, например, Шекспир, вынужденный сочинять реплики для каждого члена труппы. Шекспира прощают и любезно сокращают, а Вуду простить не хотят ни одной лишней фразы. И это правильно. Не всем творцам дан шекспировский масштаб, и Вуду следовало, конечно, меньше доверять лихому чуду случайно возникающей художественности. Она не возникла.

Особенно хочется выделить чудовищную с постановочной точки зрения сцену в доме супругов Трент: сидят, вписанные в правильный четырёхугольник супруги Трент, следователь и армейский чин, и ждут, когда к веранде приблизятся старичок-покойник и пятящийся в ужасе полисмен. Эта сцена снята неправильно со всех точек зрения - убоги монтаж, композиция кадра, психологическая достоверность, актёрское вживание в роль. Это похоже на репетицию гарнизонного любительского театра. А как на самом деле должна была выглядеть данная сцена при съёмке в нормальных условиях - великая загадка Эда Вуда-младшего.

Участие в фильме Вампиры, актрисы специфического образа, озадачивает, пожалуй, намного больше, чем что-либо ещё. В биографическом очерке актрисы сказано, что её персонажу полагались какие-то реплики, но Вампира отказалась их произносить ввиду неоспоримой бессмысленности, да так и проходила молча весь фильм. Для чего она там? Для продвижения сюжета Вампира не делает ничего, поскольку нападение на могильщиков вполне мог совершить и герой Белы Лугоши. Для сексапила есть миссис Трент неглиже в собственной спальне, есть и крутобёдрая инопланетянка, принимающая стойку "смирно" пышным бюстом вперёд. Для саспенса Вампира ни одной секунды не страшна, а, кроме того, вполне хватает могучего Тора Джонсона с остановившимся взглядом, да приплюсованного к нему двойника Белы Лугоши в традиционно пугающей чёрной вампирской накидке.

Но роль Вампиры служит неплохим балансом для пошловатой роли миссис Трент. Мёртвое-живое, потусторонне-земное, и вот уже передвижения и реплики Паулы Трент смотрятся как логичное противопоставление зловещей пластике Вампиры, а не бессмысленное блуждание в кадре. Красотка Паула – овеществлённое самолюбование стопроцентного американца Джеффа Трента, его личное пространство, покуситься на которое он не позволит ни богу, ни чёрту. Спасти похищенную женщину, родную жёнушку, – это ли не нормальная реакция для настоящего мужика? Кажется, вскипевшая в Джеффе ярость благородная закономерно находит выход в припадке злости, подвигнувшем бравого лётчика на изничтожение инопланетных тварей. Но не всё так просто в этом несбывшемся фильме.

В целом же миссис Трент существует на свете лишь ради того, чтобы эротично повиснуть в лапах местного кинг-конга в лице покойного инспектора Клэя. Ясно, какое внимание Эд Вуд хотел уделить сексуальной составляющей атмосферы кошмара. В этом свете цепляет сознание финальная часть, в которой ТРЁМ человеческим мужикам не пришло в голову спасти ОДНУ гибнущую инопланетянку. Страх за себя и ненависть к “чужим” достигли у героев-землян того масштаба, когда прекращает играть роль разделение на мужское и женское. Бесполые, всепоглощающие страх и ненависть. А была ли она на Земле, эра импульсивного стремления к цветущему плодородию, к охранению основ жизни? А будет ли?...

И ах, каков пафос! Американцы, признайте, что вы не правы! - нет ответа. Есть только мордобитие, и подлое бегство с гибнущего НЛО, и оставление в опасности хорошенькой инопланетной самки. В этом ли торжество истинно американского духа - всё для блага своих, ничего для чужих? ...и в этом ли, в этом ли истинно американский дух? Кинокритики пусть думают, что хотят, но такой суровый, честный патриотизм, как у Вуда, ещё поискать.

"План 9" выступает как несбывшийся шедевр социальной футурологии. Здесь люди действуют как агрессивные социопаты, не способные на конструктивный диалог. Пока США сверхдержава в духе 1950-х, отношение к оппонентам будет таково и только таково, потому что нет потребности сдерживать природную горячность в отстаивании личных интересов, а личные интересы ставятся выше общественных и даже выше вселенских.

Перекроенный сценарий, вот что губит "План 9", а не картонные штурвалы. В картонных штурвалах с течением лет чудится, наоборот, всё больший изыск.

Знакомство с художественно-биографической лентой "Эд Вуд" Тима Бёртона способно заметно повлиять на отношение любого зрителя к происходящему на экране. Повлиять в положительную сторону. Становится ясна горькая закадровая подоплёка происходящего. Режиссёр-подпольщик, зависящий от настроений съёмочной группы, был вынужден одаривать обильными репликами всех персонажей, чтобы актёры не чувствовали себя задвинутыми на дальний план и не отказывались сниматься. Видимо, это одна из основных причин, почему в "Плане 9" такие тупые диалоги.

И главная причина, почему “Плану 9” многие прощают всё. Тот случай, когда злое вышучивание – удар под дых. Вот трагедия творца, вынужденного наблюдать, как авторский замысел рушится под напором тех, кто хочет приспособить его под собственные сиюминутные капризы и задачи. Отброшена логика сценария. Отброшен баланс и смысл реплик. Отброшено совершенство, достигаемое в повторных дублях.

Отброшено всё, и в сухом остатке - то самое главное, ради чего работал мистер Вуд-младший. Он снимал кино как дышал, и с ним плечом к плечу держались те, кто не были способны творить искусство, но оказались подвержены его - искусства - великой магии.

В итоге упрямое негодование считающего себя звездой актёра Грегори Уилкотта на экране продуцируется в убедительнейшее мещанское желание набить морду звёздному пришельцу. Бездарная актриса Мона МакКиннон всё-таки продемонстрировала природную сексапильность и гибкость суставов. Старательный энтузиаст Тор Джонсон превращён режиссёром в подлинного харизматика (кстати, несомненная и заслуженная актёрская удача, без скидок на вялую драматургию). Увы, этого мало, чтобы создать настоящее кино, но вполне достаточно, чтобы видеть в человеческом несовершенстве ещё один источник совершенства произведений искусства.

P.S.: Бёртоновский "Эд Вуд", вероятно, уже влился в мифологию фильма "План 9" и неотделим от него. Хорошо бы увидеть их изданными вместе, в одном боксе с суперобложкой.

P.P.S.: Комментарий mimoid'a к моему первоначальному посту об Эде Вуде.

назвал его работу "самым худшим фильмом всех времён и народов"

Это, кстати, весьма сильное преувеличение и, более того, неправомерная натяжка:) Вообще поиск "самого худшего фильма всех времен и народов" - занятие бесперспективное, тем более что цель такого поиска очень сложно четко формализовать. Но совершенно определенно могу сказать, что видел фильмы значительно "хуже" сделанные, нежели, "План 9", и одновременно гораздо менее смотрибельные и более снотворные. А фильмы Вуда - вполне занятное и веселое зрелище:)

Фильм Бартона очень приятный, но, надо признать, не лишен тенденциозности. Вот тут можно видеть более взвешенный взгляд на тему бездарных режиссеров-халтурщиков, в том числе и на фигуру Эда Вуда: http://ioann-pupkin.livejournal.com/97701.html

 


 
Tags: 1950-1959, инопланетяне в кино, малобюджетное кино, сша кино 1950-х, фантастика
Subscribe

  • Тайны титульных листов и их оборотов

    К постановке оперы Д. Б. Кабалевского "Кола Брюньон (Мастер из Кламси)" в Малом оперном театре в 1938 году напечатали сборник статей и…

  • "Опасные советские вещи" Александры Архиповой и Анны Кирзюк (2020)

    Научно-популярная книга с подзаголовком "Городские легенды и страхи в СССР". Из области мелких придирок: На четыреста тридцать третьей странице в…

  • (no subject)

    Аудиоверсия сборника "Наше странное кино", начитанная многоопытным чтецом Ильёй Акинтьевым, доступна на ЛитРесе. Надеюсь, мужским голосом я вапще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments