Городская страшная (романтическая) легенда в жанре чёрной ретро-комедии
США, 2004. Возрастное ограничение: детям до 16 (ну, хотя бы до 14)!
Реж. и автор сценария Билл Плимптон.
Однажды в бар к старине Джоджо зашла девушка Лютик со своим парнем Уолли.
Парочка всё время переругивалась, и Джоджо в воспитательных целях рассказал Уолли и Лютику легенду о великой любви Спада и Черри.
Итак, звезда и кумир типичной американской школы 1950-х годов - супермачо Род. Он играет в бейсбол и ездит на шикарном авто. И, разумеется, на его голове красуется модельная стрижка с высоким коком.
Его подружка Черри заливает волосы лаком, чтобы добиться идеальной пышности причёски. Основной предмет её забот - красота маникюра.
Свиту этой парочки составляют оболтусы Зип и Дуэйн.
Зип прыщав, туп и сексуально озабочен. Предмет его воздыханий - Дарлин, однако она, во-первых, увлечена Родом, во-вторых, спит с учителем биологии. Дуэйн мне понравился намного больше - он садист и мелкий пакостник, что, согласитесь, гораздо интересней.
Коки на головах Зипа и Дуэйна не так высоки, как у Рода, но тоже весьма впечатляют. У Дарлин на голове целая башня.
Зип на бейсбольных матчах выступает в группе поддержки в костюме петуха - символа команды. Он использует каждый случай приударить за Дарлин:
А вот и душка Дуэйн:
Все старшеклассники и старшеклассницы украшены выразительными, высоко взбитыми причёсками.
И только один новичок Спад выглядит полным недоразумением со своим полубоксом с утиным хохолком. Да и ездит он либо на скутере, либо на крохотном дешёвом автомобильчике.
Спад, по-видимому, интеллектуал. Во всяком случае, он читает книги и отказывается подсказывать одноклассникам во время уроков. "Учись!" - вот такую записки посмел он отправить даже самой Черри, стоило ей попросить о маленькой помощи. Стоит ли удивляться, что над Спадом постоянно нависает угроза физической расправы со стороны Рода и его дружков. Спад всегда такой, какой уж есть, и поэтому всегда в состоянии обороны и бегства.
Выходка Спада с запиской "Учись!" вызвала в Роде очередной приступ ярости. Однако речь не шла о том, что задеты чувства Черри, отнюдь. Общественный приговор Спаду гласил "Он задел честь Черри!". А задеть честь Черри - означает, задеть честь Рода.
Наказание, которое Род назначил Спаду, воистину ужасно: стать "рабом" Черри, безропотно выполнять все её мелкие прихоти. И вот Спад вынужден повсюду сопровождать взбалмошную красотку и таскать за ней кипу учебников. "Зачем тебе эти учебники, если ты их всё равно не читаешь?" - недоумевает Спад. "С ними я выгляжу умнее" - отвечает Черри с тем же спокойным достоинством, с каким героиня Мэрилин Монро в комедии "Джентльмены предпочитают блондинок" произнесла фразу о том, что женщина легко становится умной, если мужчина этого желает.
Право, Спад мог бы и сам догадаться, что для девушки это важно - быть не только красивой, но и умной. По крайней мере, никакая красота, никакие тонны лака и вершины маникюра не заставили Рода проводить своё время в обществе Черри. Они вместе только тогда, когда идти под руку с красивой девчонкой положено Роду по его статусу мачо и школьной звезды. Трагическая гибель юной киногероини, в чьём мозгу черви-инопланетяне вывели потомство, оставила Рода абсолютно равнодушным.
Словом, Черри может строить из себя всё, что угодно, но на самом деле она очень одинока и нуждается в общении, пусть даже в форме унизительных приказов своему "рабу". "Учись!" - снова и снова произносит Спад, как-будто бы волшебным заклинанием превратив манерную стерву в романтичную девушку, ожидающую настоящей любви.
А до настоящей любви осталось всего два шажка - подраться от ненависти друг к другу, со смущением ощутив волнительное соприкосновение тел, а затем помириться, посмеявшись по первому попавшемуся поводу.
Два шажка до настоящей любви... до первого поцелуя и планов стать Королём и Королевой школьного бала.
И только затем начнётся та самая страшная и романтическая городская легенда, ради которой и создан мультфильм "Волосы дыбом". Спад рискнёт подраться с Родом, символически взбив чёлку в кок, а Черри рискнёт открыто уйти от Рода к Спаду.
Но в этой жизни нет справедливости. И Плимптон дал Черри и Спаду другую жизнь, где именно они станут Королём и Королевой, а не торжествующие Род и Дарлин.
Тема нравственных мутаций в дуэте школьных короля и королевы по какой-то причине глубоко волнует деятелей американской культуры. "Бриолин" Рэндола Клайсера 1978, "Факультет" Роберта Родригеса 1998, "Это всё она" Роберта Айскоува 1999, "Шлёпни её, она француженка" Мелани Мэйрон 2002 и множество других фильмов разной степени художественности (обычно в жанре комедийной мелодрамы) тем или иным образом трактуют тяготы выживания юношеской любви под прицелами сотен взыскующих глаз.
Причём и манера ухаживания юноши, и формы принятия ухаживаний девушкой, - всё заранее регламентировано неким неписаным законом, согласно которому Он не может стремиться к иной даме сердца, чем лидерша группы поддержки, а Она не может ответить на ухаживания юноши рангом ниже, чем звезда бейсбольной команды. Эти роли, конечно, условны, но стоит в школе завестись мало-мальски успешной спортивной команде, и вот уже молодёжи не оставляется выбора.
Не говоря уже о том, что большинство девушек вообще не интересуются ровесниками, предпочитая зрелых самцов лет на 5 постарше:), сама идея увлечённости спортсменами удивляет в нынешние компьютерные времена. Интеллектуальность кажется намного более выигрышной картой для взрослой жизни, чем показная маскулинность.
Что характерно, именно в недрах американской культуры - и довольно давно - родилось замечательное обобщение взаимоотношений силы и интеллекта на карьерной лестнице. Конечно, я имею в виду ту новеллу О'Генри, где три преступника поспорили о действенности своих методов отъёма денег у населения. Как вы помните, первым сошёл с дистанции грабитель, сделавший ставку на грубую физическую силу. Временным оказался выигрыш мелкого афериста-тактика, сосредоточенного на манипулировании несколькими конкретными людьми. А все деньги в итоге прибрал к рукам аферист-стратег, действующий на уровне социальных сетей и управляющий целыми толпами. ...Да, нынче пришло время неотразимых компьютерных гениев.
Почему же в американском кино школьники так зациклены на символах внутришкольного "успеха"? Символах, не имеющих никакого практического значения для будущей взрослой жизни, где их социальные роли мало будут зависеть от количества загадочных тач-даунов и умения эротично танцевать на стадионе...
Вряд ли мне дано разгадать эту загадку. Я даже не знаю, прижилось ли это явление в российских школах. В конце 1980-х, когда я была старшеклассницей, в моей школе ни о каких демонстративных романах "королей" и "королев" слыхом не слыхивали. Романы были, почему бы и нет, но никто не смел вмешиваться и требовать от влюблённых статусного соответствия.
Вероятно, по крайней мере тогда ещё, играла роль своя, отечественная культурная модель. Наше детское сознание определялось кинобытием, в котором нимфетка Тоська Кислицына поманила косичками не абы кого, а передовика производства, гуляющего с местной перезрелой вамп. Само гуляние передовика с вамп, как известно, вынесено за скобки фильма, как несущественное и неинтересное, а падение красавца к ножкам нимфетки происходит со стремительностью, нынче кажущейся необыкновенной при сравнении героинь "Девчат" сексапилометром "Плейбоя". Своей Анфиске-вамп Илья оказался ничем не обязан и союз их был оплакан разве что наивным молокососом, не знающим какая она "такая", эта Анфиска.
Меж тем и жёсткая, но кристалльно ясная американская модель полудетских любовных отношений десятилетиями подвергалась атакам ниспровергателей. Постепенно чистота чувств, заставлявшая малолетних выпендрёжников искренне полагать, что их место подле лучших, рассеялась в тумане постмодернистской насмешки. Распределённость ролей несовместима со свободой чувств, и само слово "любовь" теряет смысл, если произносится по тем же правилам грамотной речи, что и "мистер".
Проблема нестерпимости любовной "обязаловки", кажется, прямо названа в "Факультете" Родригеса. Если ничего не путаю, то именно там представитель "королевской" пары со вздохом признаёт, что в положении школьной звезды возлюбленных выбирать не приходится.
Вероятно, именно поэтому Плимптон не стал рисковать, и сделал своих героев героями 1950-х, когда все эти коронования на школьных балах ещё производили впечатление на юные души. Хотя определяющим фактором могла стать и возможность обильно украсить мультфильм искусно стилизованным рок-н-роллом.
Роли озвучили: Spud (новичок Спад) - Eric Gilliland, Cherri (красотка Черри) - Sarah Silverman, Rod (звезда школьной бейсбольной команды "петухов" Род) - Dermot Mulroney, Darlene (соперница Черри красотка Дарлин) - Beverly D'Angelo, mr. Snerz (учитель биологии мистер Снерц) - David Carradine, Jojo (владелец бара Джоджо) - Keith Carradine, miss Crumbles (распорядительница школьного бала мисс Крамблес) - Martha Plimpton, principal (голос директора по школьному радио) - Tom Noonan, Zip (приятель Рода придурок Зип) - Zak Orth, Dwayne (приятель Рода садист Дуэйн) - Justin Long, Wally (посетитель бара Уолли) - Michael Showalter, Buttercup (посетительница бара Лютик) - Hayley DuMond, rev. Cheddar (преподобный Чеддар) - Ed Begley, jr., Sarge (сержант) - Craig Bierko, announcer (комментатор бейсбольного матча) - Jay O. Sanders, coach (тренер "петухов") - Peter Jason, Will (рыбак в кепке Уилл) - Matt Groening, Dill (рыбак без кепки Дилл) - Don Hertzfeldt.