Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Hair High" Билла Плимптона

ВОЛОСЫ ДЫБОМ: Полнометражный рисованный мультфильм
Городская страшная (романтическая) легенда в жанре чёрной ретро-комедии
США, 2004. Возрастное ограничение: детям до 16 (ну, хотя бы до 14)!
Реж. и автор сценария Билл Плимптон.

Однажды в бар к старине Джоджо зашла девушка Лютик со своим парнем Уолли.

Парочка всё время переругивалась, и Джоджо в воспитательных целях рассказал Уолли и Лютику легенду о великой любви Спада и Черри.

Итак, звезда и кумир типичной американской школы 1950-х годов - супермачо Род. Он играет в бейсбол и ездит на шикарном авто. И, разумеется, на его голове красуется модельная стрижка с высоким коком.


Его подружка Черри заливает волосы лаком, чтобы добиться идеальной пышности причёски. Основной предмет её забот - красота маникюра.
 

Свиту этой парочки составляют оболтусы Зип и Дуэйн.
Зип прыщав, туп и сексуально озабочен. Предмет его воздыханий - Дарлин, однако она, во-первых, увлечена Родом, во-вторых, спит с учителем биологии. Дуэйн мне понравился намного больше - он садист и мелкий пакостник, что, согласитесь, гораздо интересней.
Коки на головах Зипа и Дуэйна не так высоки, как у Рода, но тоже весьма впечатляют. У Дарлин на голове целая башня.
Зип на бейсбольных матчах выступает в группе поддержки в костюме петуха - символа команды. Он использует каждый случай приударить за Дарлин:


А вот и душка Дуэйн:
 

Все старшеклассники и старшеклассницы украшены выразительными, высоко взбитыми причёсками.
И только один новичок Спад выглядит полным недоразумением со своим полубоксом с утиным хохолком. Да и ездит он либо на скутере, либо на крохотном дешёвом автомобильчике.


Спад, по-видимому, интеллектуал. Во всяком случае, он читает книги и отказывается подсказывать одноклассникам во время уроков. "Учись!" - вот такую записки посмел он отправить даже самой Черри, стоило ей попросить о маленькой помощи. Стоит ли удивляться, что над Спадом постоянно нависает угроза физической расправы со стороны Рода и его дружков. Спад всегда такой, какой уж есть, и поэтому всегда в состоянии обороны и бегства.
 

Выходка Спада с запиской "Учись!" вызвала в Роде очередной приступ ярости. Однако речь не шла о том, что задеты чувства Черри, отнюдь. Общественный приговор Спаду гласил "Он задел честь Черри!". А задеть честь Черри - означает, задеть честь Рода.
Наказание, которое Род назначил Спаду, воистину ужасно: стать "рабом" Черри, безропотно выполнять все её мелкие прихоти. И вот Спад вынужден повсюду сопровождать взбалмошную красотку и таскать за ней кипу учебников. "Зачем тебе эти учебники, если ты их всё равно не читаешь?" - недоумевает Спад. "С ними я выгляжу умнее" - отвечает Черри с тем же спокойным достоинством, с каким героиня Мэрилин Монро в комедии "Джентльмены предпочитают блондинок" произнесла фразу о том, что женщина легко становится умной, если мужчина этого желает.
 

Право, Спад мог бы и сам догадаться, что для девушки это важно - быть не только красивой, но и умной. По крайней мере, никакая красота, никакие тонны лака и вершины маникюра не заставили Рода проводить своё время в обществе Черри. Они вместе только тогда, когда идти под руку с красивой девчонкой положено Роду по его статусу мачо и школьной звезды. Трагическая гибель юной киногероини, в чьём мозгу черви-инопланетяне вывели потомство, оставила Рода абсолютно равнодушным.


Словом, Черри может строить из себя всё, что угодно, но на самом деле она очень одинока и нуждается в общении, пусть даже в форме унизительных приказов своему "рабу". "Учись!" - снова и снова произносит Спад, как-будто бы волшебным заклинанием превратив манерную стерву в романтичную девушку, ожидающую настоящей любви.

А до настоящей любви осталось всего два шажка - подраться от ненависти друг к другу, со смущением ощутив волнительное соприкосновение тел, а затем помириться, посмеявшись по первому попавшемуся поводу.
 

Два шажка до настоящей любви... до первого поцелуя и планов стать Королём и Королевой школьного бала.
 

И только затем начнётся та самая страшная и романтическая городская легенда, ради которой и создан мультфильм "Волосы дыбом". Спад рискнёт подраться с Родом, символически взбив чёлку в кок, а Черри рискнёт открыто уйти от Рода к Спаду.


Но в этой жизни нет справедливости. И Плимптон дал Черри и Спаду другую жизнь, где именно они станут Королём и Королевой, а не торжествующие Род и Дарлин.
  

 

 

Тема нравственных мутаций в дуэте школьных короля и королевы по какой-то причине глубоко волнует деятелей американской культуры. "Бриолин" Рэндола Клайсера 1978, "Факультет" Роберта Родригеса 1998, "Это всё она" Роберта Айскоува 1999, "Шлёпни её, она француженка" Мелани Мэйрон 2002 и множество других фильмов разной степени художественности (обычно в жанре комедийной мелодрамы) тем или иным образом трактуют тяготы выживания юношеской любви под прицелами сотен взыскующих глаз.

Причём и манера ухаживания юноши, и формы принятия ухаживаний девушкой, - всё заранее регламентировано неким неписаным законом, согласно которому Он не может стремиться к иной даме сердца, чем лидерша группы поддержки, а Она не может ответить на ухаживания юноши рангом ниже, чем звезда бейсбольной команды. Эти роли, конечно, условны, но стоит в школе завестись мало-мальски успешной спортивной команде, и вот уже молодёжи не оставляется выбора.

Не говоря уже о том, что большинство девушек вообще не интересуются ровесниками, предпочитая зрелых самцов лет на 5 постарше:), сама идея увлечённости спортсменами удивляет в нынешние компьютерные времена. Интеллектуальность кажется намного более выигрышной картой для взрослой жизни, чем показная маскулинность.

Что характерно, именно в недрах американской культуры - и довольно давно - родилось замечательное обобщение взаимоотношений силы и интеллекта на карьерной лестнице. Конечно, я имею в виду ту новеллу О'Генри, где три преступника поспорили о действенности своих методов отъёма денег у населения. Как вы помните, первым сошёл с дистанции грабитель, сделавший ставку на грубую физическую силу. Временным оказался выигрыш мелкого афериста-тактика, сосредоточенного на манипулировании несколькими конкретными людьми. А все деньги в итоге прибрал к рукам аферист-стратег, действующий на уровне социальных сетей и управляющий целыми толпами. ...Да, нынче пришло время неотразимых компьютерных гениев.

Почему же в американском кино школьники так зациклены на символах внутришкольного "успеха"? Символах, не имеющих никакого практического значения для будущей взрослой жизни, где их социальные роли мало будут зависеть от количества загадочных тач-даунов и умения эротично танцевать на стадионе...

Вряд ли мне дано разгадать эту загадку. Я даже не знаю, прижилось ли это явление в российских школах. В конце 1980-х, когда я была старшеклассницей, в моей школе ни о каких демонстративных романах "королей" и "королев" слыхом не слыхивали. Романы были, почему бы и нет, но никто не смел вмешиваться и требовать от влюблённых статусного соответствия.

Вероятно, по крайней мере тогда ещё, играла роль своя, отечественная культурная модель. Наше детское сознание определялось кинобытием, в котором нимфетка Тоська Кислицына поманила косичками не абы кого, а передовика производства, гуляющего с местной перезрелой вамп. Само гуляние передовика с вамп, как известно, вынесено за скобки фильма, как несущественное и неинтересное, а падение красавца к ножкам нимфетки происходит со стремительностью, нынче кажущейся необыкновенной при сравнении героинь "Девчат" сексапилометром "Плейбоя". Своей Анфиске-вамп Илья оказался ничем не обязан и союз их был оплакан разве что наивным молокососом, не знающим какая она "такая", эта Анфиска.

Меж тем и жёсткая, но кристалльно ясная американская модель полудетских любовных отношений десятилетиями подвергалась атакам ниспровергателей. Постепенно чистота чувств, заставлявшая малолетних выпендрёжников искренне полагать, что их место подле лучших, рассеялась в тумане постмодернистской насмешки. Распределённость ролей несовместима со свободой чувств, и само слово "любовь" теряет смысл, если произносится по тем же правилам грамотной речи, что и "мистер".
Проблема нестерпимости любовной "обязаловки", кажется, прямо названа в "Факультете" Родригеса. Если ничего не путаю, то именно там представитель "королевской" пары со вздохом признаёт, что в положении школьной звезды возлюбленных выбирать не приходится.

Вероятно, именно поэтому Плимптон не стал рисковать, и сделал своих героев героями 1950-х, когда все эти коронования на школьных балах ещё производили впечатление на юные души. Хотя определяющим фактором могла стать и возможность обильно украсить мультфильм искусно стилизованным рок-н-роллом.

Роли озвучили: Spud (новичок Спад) - Eric Gilliland, Cherri (красотка Черри) - Sarah Silverman, Rod (звезда школьной бейсбольной команды "петухов" Род) - Dermot Mulroney, Darlene (соперница Черри красотка Дарлин) - Beverly D'Angelo, mr. Snerz (учитель биологии мистер Снерц) - David Carradine, Jojo (владелец бара Джоджо) - Keith Carradine, miss Crumbles (распорядительница школьного бала мисс Крамблес) - Martha Plimpton, principal (голос директора по школьному радио) - Tom Noonan, Zip (приятель Рода придурок Зип) - Zak Orth, Dwayne (приятель Рода садист Дуэйн) - Justin Long, Wally (посетитель бара Уолли) - Michael Showalter, Buttercup (посетительница бара Лютик) - Hayley DuMond, rev. Cheddar (преподобный Чеддар) - Ed Begley, jr., Sarge (сержант) - Craig Bierko, announcer (комментатор бейсбольного матча) - Jay O. Sanders, coach (тренер "петухов") - Peter Jason, Will (рыбак в кепке Уилл) - Matt Groening, Dill (рыбак без кепки Дилл) - Don Hertzfeldt.
 
Tags: 2000-2009, анимация, мелодрамы, молодежная тема
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments