Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Categories:

"Топор для новобрачной" Бавы. 4. Преступление

"И у сумасшедшего могут быть веские причины", - говорит Джон Харрингтон полицейскому следователю в беседе о таинственном маньяке.
Прежде, чем высказать эту простую, разумную мысль, Харрингтон радует нас ещё и монологом о мухе, которую скормил попугаю: ты, дескать, муха, тупа непомерно, ибо обязательно когда-нибудь умрёшь, и по этой причине вся твоя жизнь - смехотворная смехотворность. Ну, это в моём пересказе, сам маньяк сформулировал попроще.
Вот они, те главные логические подпорки, которыми Харрингтон удерживает в равновесии свою сомнительную философию. Ему осталось только вопросить "тварь я дрожащая или право имею?", чтобы быть зачисленным в стройные ряды мизантропов эпохи "Бог умер".

Когда-то давно юный Джон Харрингтон получил тяжелейшую психическую травму. Он застал момент таинственного убийства своей матери и её нового мужа. Мать была прямо в подвенечном платье, когда кто-то рубанул её топором по горлу. Всё, что помнит взрослый Джон - это то, как агонизирующая женщина зовёт его по имени: "Джон! Джон!". Воспоминание туманное, и даже лицо умирающей камера снимает не в фокусе, чтобы подчеркнуть неясность воспоминаний.


Поэтому внутри Харрингтона всё ещё живёт печальный мальчик, желающий знать, какая сволочь убила его маму.
 

Способ разбудить память Харрингтон придумал только один: повторять убийство в схожих обстоятельствах, пока не проклюнется истина.
По словам Джона, к началу фильма им было убито пять девушек, включая ту, убийством которой фильм и открывается. "Все они считали меня своим другом, и я убил их".

В каком-то смысле погружение Харрингтона в кровавую пучину сродни комплексам Синей Бороды. Только герцог Синяя Борода убивал своих жён за то, что они узнавали некий секрет о муже, а Джон Харрингтон лупит красавиц топориком по темечку, когда сам хочет заглянуть в замочную скважину своей памяти.

Подготовка к убийству превращена в особый ритуал. Медитация над топориком - это само собой. Но Джон ещё и имеет специальный костюм для своих акций: тёмные брюки и рубашка со свободно лежащим поясом-цепью. Весьма своеобразная стилизация под средневековую торжественность, из-за которой я и подумала о сходстве с Синей Бородой.
 

Вот в этом-то костюмчике Джон устраивает прощальный тет-а-тет своей лучшей модели Элис Нортон (актриса Феми Бенуччи), объявившей об увольнении в связи с переходом в статус замужней домохозяйки. Выбери любое платье в этом музее! - какая девушка откажется примерить подвенечный наряд? И вот она начинает раздеваться прямо среди манекенов, а Харрингтон якобы вежливо отходит в сторону, а на самом деле - идёт за топориком и включает музыку для прощального вальса.


И вот он наступил, момент истины. На левом скриншоте Элис (напомню, она влюблена вовсе не в жениха, а в Джона) кокетливо поправляет волосы и, полуприкрыв глаза, ожидает поцелуя после романтического танцевального тура. Манекен-блондинка спокойна, ревность ни к чему, она-то знает, почему у Джона сейчас такое насмешливое выражение лица. На скриншоте справа Элис видит сверкающее лезвие топорика, картинно демонстрируемого Харрингтоном.
 

Вот что при этом видит сам Харрингтон:


Но смертоносное нападение, вопреки канонам джалло, будет показано не глазами убийцы. Роковой удар мы, зрители, увидим мельком с той же точки, с какой смотрели на героев в предыдущих кадрах (скриншотах). Да и то, нельзя сказать, что мы хоть что-то увидим. Падая, Элис словно бы пнула камеру, и мгновенный кульбит изображения не позволит разглядеть ни одной детали.

Вы как хотите, а я полагаю, что эпизод нападения на Элис показан глазами ещё одного манекена. Манекен-блондинка стоит на втором плане, но вон как близко к Джону и Элис. Значит, герои не в центре зала, а в самой гуще искусственных красавиц. Падающая девушка могла пнуть, конечно, не членов съёмочной группы, которых как бы и нет в интерьере музея, а близко стоящий манекен.

Итак, я, кинозритель, взыскательный судья Джона Харрингтона, подсчитывающая у экрана свои "за" и "против", - я, получается, ещё один молчаливо лыбящийся манекен в его коллекции?!
Да, такова моя зрительская роль. Джон Харрингтон может рассказать мне о себе всё, что только пожелает, но я не смогу ни остановить его, ни осмеять, ни высказать сочувстие, ни чем-либо помочь. Я - равнодушный свидетель.
Ироничен маньяк Джон Харрингтон, но ироничен и режиссёр Марио Бава.

У истории с Элис есть загадочное предисловие. О предстоящем браке девушки Джон узнаёт сразу после того, как жена категорически отказалась дать ему развод. Кто знает, не Элис ли навела Джона на мысль о разводе...
В любом случае, озвученное количество жертв Харрингтона, на мой взгляд, говорит об относительно небольшом стаже убийцы. За те несколько дней, что происходит действие фильма, маньяк напал на пять (!) женщин (девушка в вагоне, Элис, жена, клиентка, новая подруга). Если учесть, что некоторые нападения можно считать спровоцированными, и сделать скидку на геометрическую прогрессию безумия Харрингтона (а все фильмы о маньяках учат нас именно этому), то можно сделать вывод, что убийства начались не так давно.

Моя версия - убийства начались вскоре после женитьбы Джона Харрингтона на Милдред. А вот, кстати, и она:
 

Жена Харрингтона - женщина, глубоко разочарованная в своей семейной жизни. Во-первых, брак Харрингтона физически так и не состоялся, что вызывает в Милдред вполне объяснимое раздражение. Во-вторых, Джон женился на вдове, и она всё время сравнивает его с предыдущим мужем.

Полагаю, даже на моих корявых скриншотах видно, что Милдред отнюдь не похожа на двадцатилетнюю свеженькую девушку-модель. Джону уже тридцать лет, но Милдред явно перешла и эту возрастную грань. Минимум дважды мы застаём её озабоченно разглядывающей в зеркальце, не обвисла ли кожа подбородка, да и руки выдают неюный возраст женщины:


Вряд ли, конечно, ей к пятидесяти, но выражение "в матери годится", возможно, омрачало её второй брак изначально.
Кто теперь разберёт, почему она отказалась дать Джону свободу? Супруги спят отдельно, и всё-таки Милдред тает при одном намёке на возможность супружеского счастья.


Да уж. Они такие разные, эти влюблённые в Харрингтона дуры. Но все - дуры:)

Тем не менее, взаимоотношения Джона с женой - самая загадочная плоскость "Топора для новобрачной". Рассудим логически: парень ещё в отроческие годы унаследовал дом мод. Значит, минимум с 21 года, с расставания с добрыми опекунами, его трудовая деятельность проходит среди девушек-моделей. Сейчас ему 30, и он женат на женщине старше себя и не особо красивой. Почему не на одной из моделей?
Может, Джон женился на богатой вдове, согласившейся вложить деньги в его бизнес? Почему бы и нет. Однако сексуальные будни молодого мужчины в модельном бизнесе так и остаются непрояснённой загадкой.
Девственник. Явно девственник. И ужасно из-за этого закомплексован. Ему бы к врачу, а он в доморощенную философию ударился... Вот так и становятся некрофилами-фетишистами!

То, как Харрингтон обставил нападение на собственную жену, может быть трактовано различными способами. Бросающаяся в глаза особенность - экстравагантный внешний вид Джона и условная достоверность самого факта убийства. Думаю, семейные неприятности Харрингтонов заслуживают разбора в отдельном посте. Я назову его "Наказание".
Tags: 1970-1979, джалло, маньяки в кино, потёмки нежного детства
Subscribe

  • Слёзовыжимательное

    Мемуар про обрыдательные хиты советской эстрады. Под "Два брата" на стихи Виктора Максимова в исполнении Эдуарда Хиля рыдалось без стопроцентного…

  • про Высокую Культуру

    В детстве (это 1980-е) обожала сборник оперных либретто. Назывался "50 опер". Мыльных сериалов-то ещё не было. Ну и вот. "Трубадур" Верди шёл за…

  • Бронзовый катехизис Нандзё Кодзи (Япония, 1994)

    "Cathexis / Bronze: Kouji Nanjou Cathexis" (1994) - двадцатипятиминутное музыкальное приложение к мультфильму 1992 года "Обречённая любовь /…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments