Прежде, чем высказать эту простую, разумную мысль, Харрингтон радует нас ещё и монологом о мухе, которую скормил попугаю: ты, дескать, муха, тупа непомерно, ибо обязательно когда-нибудь умрёшь, и по этой причине вся твоя жизнь - смехотворная смехотворность. Ну, это в моём пересказе, сам маньяк сформулировал попроще.
Вот они, те главные логические подпорки, которыми Харрингтон удерживает в равновесии свою сомнительную философию. Ему осталось только вопросить "тварь я дрожащая или право имею?", чтобы быть зачисленным в стройные ряды мизантропов эпохи "Бог умер".
Когда-то давно юный Джон Харрингтон получил тяжелейшую психическую травму. Он застал момент таинственного убийства своей матери и её нового мужа. Мать была прямо в подвенечном платье, когда кто-то рубанул её топором по горлу. Всё, что помнит взрослый Джон - это то, как агонизирующая женщина зовёт его по имени: "Джон! Джон!". Воспоминание туманное, и даже лицо умирающей камера снимает не в фокусе, чтобы подчеркнуть неясность воспоминаний.
Поэтому внутри Харрингтона всё ещё живёт печальный мальчик, желающий знать, какая сволочь убила его маму.
Способ разбудить память Харрингтон придумал только один: повторять убийство в схожих обстоятельствах, пока не проклюнется истина.
По словам Джона, к началу фильма им было убито пять девушек, включая ту, убийством которой фильм и открывается. "Все они считали меня своим другом, и я убил их".
В каком-то смысле погружение Харрингтона в кровавую пучину сродни комплексам Синей Бороды. Только герцог Синяя Борода убивал своих жён за то, что они узнавали некий секрет о муже, а Джон Харрингтон лупит красавиц топориком по темечку, когда сам хочет заглянуть в замочную скважину своей памяти.
Подготовка к убийству превращена в особый ритуал. Медитация над топориком - это само собой. Но Джон ещё и имеет специальный костюм для своих акций: тёмные брюки и рубашка со свободно лежащим поясом-цепью. Весьма своеобразная стилизация под средневековую торжественность, из-за которой я и подумала о сходстве с Синей Бородой.
Вот в этом-то костюмчике Джон устраивает прощальный тет-а-тет своей лучшей модели Элис Нортон (актриса Феми Бенуччи), объявившей об увольнении в связи с переходом в статус замужней домохозяйки. Выбери любое платье в этом музее! - какая девушка откажется примерить подвенечный наряд? И вот она начинает раздеваться прямо среди манекенов, а Харрингтон якобы вежливо отходит в сторону, а на самом деле - идёт за топориком и включает музыку для прощального вальса.
И вот он наступил, момент истины. На левом скриншоте Элис (напомню, она влюблена вовсе не в жениха, а в Джона) кокетливо поправляет волосы и, полуприкрыв глаза, ожидает поцелуя после романтического танцевального тура. Манекен-блондинка спокойна, ревность ни к чему, она-то знает, почему у Джона сейчас такое насмешливое выражение лица. На скриншоте справа Элис видит сверкающее лезвие топорика, картинно демонстрируемого Харрингтоном.
Вот что при этом видит сам Харрингтон:
Но смертоносное нападение, вопреки канонам джалло, будет показано не глазами убийцы. Роковой удар мы, зрители, увидим мельком с той же точки, с какой смотрели на героев в предыдущих кадрах (скриншотах). Да и то, нельзя сказать, что мы хоть что-то увидим. Падая, Элис словно бы пнула камеру, и мгновенный кульбит изображения не позволит разглядеть ни одной детали.
Вы как хотите, а я полагаю, что эпизод нападения на Элис показан глазами ещё одного манекена. Манекен-блондинка стоит на втором плане, но вон как близко к Джону и Элис. Значит, герои не в центре зала, а в самой гуще искусственных красавиц. Падающая девушка могла пнуть, конечно, не членов съёмочной группы, которых как бы и нет в интерьере музея, а близко стоящий манекен.
Итак, я, кинозритель, взыскательный судья Джона Харрингтона, подсчитывающая у экрана свои "за" и "против", - я, получается, ещё один молчаливо лыбящийся манекен в его коллекции?!
Да, такова моя зрительская роль. Джон Харрингтон может рассказать мне о себе всё, что только пожелает, но я не смогу ни остановить его, ни осмеять, ни высказать сочувстие, ни чем-либо помочь. Я - равнодушный свидетель.
Ироничен маньяк Джон Харрингтон, но ироничен и режиссёр Марио Бава.
У истории с Элис есть загадочное предисловие. О предстоящем браке девушки Джон узнаёт сразу после того, как жена категорически отказалась дать ему развод. Кто знает, не Элис ли навела Джона на мысль о разводе...
В любом случае, озвученное количество жертв Харрингтона, на мой взгляд, говорит об относительно небольшом стаже убийцы. За те несколько дней, что происходит действие фильма, маньяк напал на пять (!) женщин (девушка в вагоне, Элис, жена, клиентка, новая подруга). Если учесть, что некоторые нападения можно считать спровоцированными, и сделать скидку на геометрическую прогрессию безумия Харрингтона (а все фильмы о маньяках учат нас именно этому), то можно сделать вывод, что убийства начались не так давно.
Моя версия - убийства начались вскоре после женитьбы Джона Харрингтона на Милдред. А вот, кстати, и она:
Жена Харрингтона - женщина, глубоко разочарованная в своей семейной жизни. Во-первых, брак Харрингтона физически так и не состоялся, что вызывает в Милдред вполне объяснимое раздражение. Во-вторых, Джон женился на вдове, и она всё время сравнивает его с предыдущим мужем.
Полагаю, даже на моих корявых скриншотах видно, что Милдред отнюдь не похожа на двадцатилетнюю свеженькую девушку-модель. Джону уже тридцать лет, но Милдред явно перешла и эту возрастную грань. Минимум дважды мы застаём её озабоченно разглядывающей в зеркальце, не обвисла ли кожа подбородка, да и руки выдают неюный возраст женщины:
Вряд ли, конечно, ей к пятидесяти, но выражение "в матери годится", возможно, омрачало её второй брак изначально.
Кто теперь разберёт, почему она отказалась дать Джону свободу? Супруги спят отдельно, и всё-таки Милдред тает при одном намёке на возможность супружеского счастья.
Да уж. Они такие разные, эти влюблённые в Харрингтона дуры. Но все - дуры:)
Тем не менее, взаимоотношения Джона с женой - самая загадочная плоскость "Топора для новобрачной". Рассудим логически: парень ещё в отроческие годы унаследовал дом мод. Значит, минимум с 21 года, с расставания с добрыми опекунами, его трудовая деятельность проходит среди девушек-моделей. Сейчас ему 30, и он женат на женщине старше себя и не особо красивой. Почему не на одной из моделей?
Может, Джон женился на богатой вдове, согласившейся вложить деньги в его бизнес? Почему бы и нет. Однако сексуальные будни молодого мужчины в модельном бизнесе так и остаются непрояснённой загадкой.
Девственник. Явно девственник. И ужасно из-за этого закомплексован. Ему бы к врачу, а он в доморощенную философию ударился... Вот так и становятся некрофилами-фетишистами!
То, как Харрингтон обставил нападение на собственную жену, может быть трактовано различными способами. Бросающаяся в глаза особенность - экстравагантный внешний вид Джона и условная достоверность самого факта убийства. Думаю, семейные неприятности Харрингтонов заслуживают разбора в отдельном посте. Я назову его "Наказание".