Елена Комиссарова (adzhaya) wrote,
Елена Комиссарова
adzhaya

Category:

Якубиско, Герц, Хитилова

Сегодня у меня был свой личный день чехословацкого кино - сразу четыре фильма, один за другим.
Птицы, сироты и безумцы. Словакия, 1969. Реж. Юрай Якубиско.
Упырь от Ферата. Чехия, 1981. Реж. Юрай Герц.
Копытом туда, копытом сюда. Чехия, 1988. Реж. Вера Хитилова.
Моргиана. 1972. Реж. Юрай Герц.

Удивительно, но все четыре фильма вызвали воспоминания о других просмотренных картинах.
"Птицы, сироты и безумцы" в своей первой части мелкими безумными выходками героев напомнили "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" Терри Гиллиама, и, конечно же, кинообразы Йоса Стеллинга в "Элкерлике" и "Летучем Голландце". Короткая стрижка героини, любовное томление героев - напомнили "Фандо и Лиз" А.Ходоровского. И чисто внешне, по типажу, и по рисунку роли, актриса сходна с героиней "На последнем дыхании" Годара - не у него ли и заимствована? 
Исходя из таких почётных ассоциаций, фильм Юрая Якубиско в личном рейтинге поставлю на первое место среди четырёх увиденных. 
Но КАК в 1969 году можно было ТАКОЕ снять в ЧССР? Не понимаю. Фон - разорённый город, руины, разрушенный богатый быт, появляются партизаны, люди прячутся от обстрела... Ведь только что История отметилась 1968-м годом. КАК можно было изловчиться и снять ТАКОЕ кино?

"Упырь от Ферата" удивил сплавом эстетики советского теледетектива с эстетикой советского же фантастического триллера "Отель "У погибшего альпиниста". Думаю, в 1980-х, когда я ходила в школу, это был бы один из моих любимых фильмов.

"Копытом туда, копытом сюда" зеркально перекликается с лентой Петра Тодоровского "Какая чудная игра". Зеркально в том смысле, что Хитилова создала кривое зеркало человечности, а уже потом Тодоровский - прямое, правильное.
Оба фильма композиционно похожи: большая часть действия - шутливые похождения молодых приятелей, финальная часть - столкновение со страшной реальностью и проверка дружбы.
Но у героев Хитиловой дружба столь же поверхностна, как и любовь. Из числа героев Тодоровского предателем (вернее, сломленным романтиком) оказался только один. 
У Хитиловой "страшная реальность" - опасность, приходящая извне (беспорядочные связи и итоговый СПИД), а игровое пространство жизни наполнено цинизмом и себялюбием. У Тодоровского в роли "страшной реальности" выступает государственная машина в лице расчеловеченных сограждан, а игровое пространство наполнено взаимной симпатией и поддержкой (ну, если не считать съеденный торт).
Поэтому фильм Тодоровского оставляет чувство светлой печали и неразрушенной гармонии, словно это не студентов вырвали из "игры", а расчеловеченные личности не способны в пространство "игры" войти. "Игра" остаётся нерастоптанной и подлинной.
Фильм Хитиловой бьёт наповал роскошным моментом перехода героев из "игрового пространства" в "реальность". Именно в "реальности" они оказались подлинными, а в "игре" - фальшивыми.

"Моргиана" - вольная экранизация новеллы Александра Грина "Джесси и Моргиана" - напомнила детальностью повествования болгарскую вольную экранизацию новеллы Стефана Цвейга "Амок" (названия и режиссёра уже не помню, фильм примерно 1990-х годов). Единственная претензия - кастинг актёров-мужчин. Ни одного запомнившегося лица! Разве что отвергнутый поклонник Клары был хорош - и мрачен, и мужественен. Но на его фоне совершенно затерялся победительный герой-любовник. Увы, не читала Грина. Может, так и задумано, что девушка выбрала усатого хомячка в мундире вместо харизматика во фраке?
Вся "Моргиана" - бенефис актрисы Ивы Янжуровой. Она сыграла обеих сестёр - и некрасивую злобную Викторию, и красивую добрую Клару. Иву Янжурову я ещё увижу в "Керосиновых лампах" того же Юрая Герца, когда приобрету диск.

 
Tags: 1960-1969, 1970-1979, 1980-1989, арт-кино
Subscribe

  • О гуманизме в советском кинематографе

    А вот кстати, в "Собаке Баскервилей" Масленникова любопытен тот момент, когда Баскервиль говорит, как был бы рад, если бы собаку изловили и надели на…

  • Текущее

    - ...нападение призрака в душевой женского оздоровительного центра. Вижу, ты заинтересовался. - Женщины в душе?! Конечно, их надо спасать! Столько…

  • Безусатый нянь, или Праздник послушания

    Маленькие чудовища / Little Monsters (Великобритания-Австралия-США, 2019, реж. и сценарист Эйб Форсайт) Группа детсадовцев на автобусе прибыла…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments