Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Адела

Записки из горящего танка

Как каждая честная женщина, самоизолировалась во исполнение указов партии и правительства.
Естественно, работаю.
Домашняя часть работы состоит в уточнении персоналий для электронного каталога библиотеки. По завершении всего цикла выверок и перепроверок там, где были только фамилия и инициалы, появится полное имя. Там, где было только полное имя, появятся и годы жизни. Там, где имена одинаковые, надо впечатать специализацию персоны.
Например, вместо "Смирнов Б. А." сегодня уже можно увидеть такие варианты, как:
Смирнов, Борис Александрович (актёр ; 1908–1982)
Смирнов, Борис Александрович (архитектор ; 1903–1986)
Смирнов, Борис Александрович (искусствовед ; 1918–2006)

Редактирование персон классная работа и затягивает неимоверно, потому что результат видишь вот прям сразу и весь целиком. На днях актриса Инна Макарова умерла, так в нашем каталоге уже год смерти на своём месте. Морально-этические аспекты такого рода мониторинга предпочитаю опустить, это философский аспект.
Поэтому кто о чём, а я о вялотекущей трагедии отечественного научного книгоиздания. Есть ли сегодня хоть один по-настоящему авторитетный биографический словарь, за который авторам не стыдно, большой вопрос.
[Примеры безобразий]На ключевой для современного литературоведения биографический словарь "Русские писатели, 1800-1917" уже жаловалась. Он не во всех фрагментах отредактирован собственными авторами.
Советских времён "Краткую литературную энциклопедию" пришлось при случае облить ушатом презрения. Там проблема в датах смерти репрессированных, они указаны по официальным лживым бумажкам.
Дополнительно заклинаю всеми заклятьями никогда-никогда не вчитываться в дату рождения П.Бажова в энциклопедическом словаре "Екатеринбург литературный" (Екатеринбург, 2017, второе исправленное издание) - уральцы опозорились капитально. Ошибка в одной цифре выглядит простой опечаткой, но это же матьвашувашуральскийБажов!

Конкретно этот пост навеян разочарованием, постигшим из-за кризиса доверия к первому тому словаря "Русские литературоведы XX века" (2017, подготовлен кафедрой теории литературы филологического факультета МГУ) вследствие указания даты смерти Владимира Александровича Западова (умер 23.10.1998) в статье об Александре Васильевиче Западове (умер по словарю тоже 23.10.1998, а на самом деле 11.09.1997).
Понятно, что так-то всем пофиг, никто не читает словари. Но конкретно у нас, библиотекаришек, в каталогах научных библиотек по всей России из-за этого запросто появятся ДВА литературоведа Александра Васильевича Западова - по-видимому, полные тёзки, родившиеся в один год и синхронно публиковавшие книги с одинаковыми названиями. Лажанулся филфак МГУ, а дурачками будем выглядеть мы. Обидно!


В общеисторическом смысле это означает усиление позиций любительских интернет-ресурсов в конфликте с фундаментальными печатными трудами. Боюсь, ситуацию уже не переломить. Разве я заметила бы подставу с ложной датой смерти, не будь у меня заготовленной заранее копипасты из Википедии, где с датой смерти всё в ёлочку и тип-топ?

Прямо сейчас на меня смотрят корешки первых четырёх томов новёхонького словаря-альбома С.В.Чистобаева "Художники детской книги СССР, 1945-1991", буквы А, Б, В и Г. Этот проект авторский, ответственность за редактуру не размазана по коллективу уставших равнодушных людей. Посмотрю, как оно сработало. Надежда есть.
Адела

"Не пропадёт ваш скорбный труд"

Забыла вскользь невзначай как бы небрежно упомянуть, мои публикации в сборниках Санкт-Петербургской Театральной библиотеки теперь общедоступны.
По ссылкам приведены оглавления сборников с доступом к полным текстам либо сразу, либо по клику на фамилию автора. Можно лупой увеличивать масштаб.

Комиссарова, Е. В. Петроградский театр ужасов "Гиньоль" 1922 года. Вехи краткой истории, репертуар и нэповский маркетинг // Записки Санкт-Петербургской театральной библиотеки. – СПб., 2018. – Вып. 14. – С. 36—84.
В конце статьи приведены синопсисы поставленных пьес, рекомендую.

Комиссарова, Е. В. Руководители драматической цензуры в Петрограде – Ленинграде 1920—1930-х годов // Российский театр: наследие и векторы развития : материалы науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 96—110.

Комиссарова, Е. В. Политическая цензура Ленинградского Реперткома в период «великого перелома» (1929—1931 годы) : по материалам коллекции фонда Отдела основного книгохранения СПбГТБ // Театральное наследие : публикации, исследования и обзоры, библиография. – Санкт-Петербург, 2016. – Т. 2 [5]. – С. 244—273.

Комиссарова, Е. В. Русские кинолибретто 1908–1916 годов: проблемы атрибуции и источниковедения // Записки Санкт-Петербургской театральной библиотеки. – СПб., 2014. – Вып. 12/13. – С. 45–53.

Комиссарова, Е. В. Издательство «Кинопечать» на рынке театральной книги (1926 – 1930 гг.) // Записки Санкт-Петербургской театральной библиотеки. – СПб., 2012. – Вып. 10/11. – С. 103–124.
Адела

Дельный человек Артём Бизяев

Дубин Дима. Провинциальные каникулы : книга комиксов / сценарий и рисунок: Артём Бизяев. - Москва : Bubble Comics, 2018. - 132 с.

дима_дубин_0001

Остросатирическая антиутопия. Маньяки гражданской дисциплины из города Кирова взялись подробно разъяснить туристу Диме Дубину, звезде сыска из питерского угро, что приличный человек никогда и ничем не отличается от других приличных людей. Например, не убегает от маньяков гражданской дисциплины.

Название комикса является отчасти спойлером - "Дубин Дима" ассоциируется с классическим "Лакомб Люсьен", то есть, со строкой одного из расстрельных списков, когда-то составленных добродетельными гражданами Франции ради очищения общества от нацистских плевел. Разница в том, что французы составляли расстрельные списки, чтобы подытожить войну. А чистенький консьюмериат города Кирова своим расстрельным списком войну, похоже, наоборот, вот-вот начнёт. Так что простые парни в провисших трениках и с условными судимостями несколько напряжены.

[Картинки-спойлеры]дима_дубин_0003

Изюминка комикса - объединение темы мертвящей добродетели с образами разрушающегося советского прошлого.

дима_дубин_0002
Адела

Комиксы от Габрелянова (спасибо, хватит)

Казус со сталинистской залепухой в фансервисном комиксе-кроссовере издательства "Bubble Comics" не вызвал среди меня интереса к основателю и гендиректору издательства господину Артёму Габрелянову.
Ну подумаешь, брякнул пацан 1987 года рождения чушь собачью для красного словца. Ну сделал Сталина верховным демоноборцем, чем обесценил все вопли и шмопли о невинно арестованных и расстрелянных. Так может он не нарочно, а просто не просчитал последствия полёта своей литературной мысли. А мне бы только докопаться до честного писателя, как обычно.
Да, про его папу в википедии написано буквами по экрану - российский медиамагнат и христианин. Да, младший брат Артёма - сертифицированный крымнаш. Да, сам Артём вроде как латентный сталинист.
Я всё ещё не насторожилась.
Сталинист-крымнаш-прокремлёвская воцерковлённость, а ты, Лена, всё ещё доверчиво настроена почитать комиксы от этой семейки? Ну-ну. Ну-ну.
Жизнь наказала тут же, причём рублём. Вот вам лайфхак-верняк: никогда не покупайте серию комиксов наобум, не ознакомившись со вводными данными. Чёрт дёрнул купить серию "Инок", все восемь выпусков по акции со скидкой. Про попаданца, который бегает туда-сюда по событиям русской истории и собирает магические артефакты, до зарезу нужные для спасения веры царя и отечества. Там на четвёртой странице графического текста псковское батальное полотно 1240 года и задумчивая констатация: "Смерть шла из Европы железным клином". Спасибо, Артём, что не из Евросоюза. А на шестой странице дядька в островерхом шеломе и с мечом вострым бежит на рыцаря с воплем "А-а-а! За Русь-матушку!". В 1240 году псковского общегражданского патриотизму было, сами понимаете, лопатами не перекидать. Далее Артём перешёл к генералу Скобелеву и осаде Плевны, отчаянно проигрывая "Турецкому гамбиту", который все слишком хорошо помнят, чтобы рассчитывать на отсутствие конкуренции.
Индо взопрела. Столько денег уплочено, нельзя бросать, дочитаю. Закладка сейчас торчит из середины первого выпуска. Дальше меня ждёт нашествие Наполеона, а Наполеона ждут мои косые взгляды.

Считаю, Габрелянов как честный человек обязан включить всех покупателей "Инока" в своё завещание.
Адела

Минутка обидчивости

В 2019 состоялось долгожданное издание 6-го тома биографического словаря "Русские писатели, 1800-1917".
Литературоведы сделали вид, что ликуют. Нам, библиографам, и притворяться незачем, нас прямо в предисловии обвинили в пренебрежении научным проектом федерального значения.
Где справедливость?! Пьеса К. М. Станюковича "На то и щука в море, чтобы карась не дремал" на с. 62 внезапно приписана ещё и Петру Ивановичу Степанову. Причём источником сведений названа Санкт-Петербургская Государственная театральная библиотека, в электронном каталоге которой с авторством пьесы уже много лет всё в порядке, не придерёшься.
В общем, как я и подозревала, словарь "Русские писатели" весь целиком готовился ещё до исторического материализма.
Вот и как учёным людям доверять после этого.
Кстати, в "Лабиринте" этот шестой том продаётся по цене более двух тысяч рублей. Не дороговато ли за неотредактированное-то?
Адела

Репортаж с передовой практически

Дочитала доступные выпуски комикса "Бесобой" российского издательства Bubble. Во втором сезоне у пятого выпуска тираж 3000, у шестого - 1400. Волнуюсь. Сериал "Сверхъестественное" давно уже не торт, чем же мне утешаться? Если подсадили честную женщину на русских демоноборцев, некоторые из которых ещё и оборотни, суккубы, ожившие мертвецы или просто мелкие адские проныры, которых можно носить за пазухой или в капюшоне толстовки...

ярх_0005

...то будьте любезны отвечать за последствия. Чего это вдруг тираж вполовину? Залью клаву слезами, короткое замыкание, пожар, никто не выжил. Моя безвременная кончина будет на вашей совести, баббловцы, так и знайте.

Collapse )
Адела

(no subject)

Бан - отец Ланселота.
Звучит позитивно и чертовски диалектично, но не убедительно.
Бан отец скорбей, иногда повод для гордости. Ну, может я плохо разобралась в вопросе.

Так себе острота получилась, да. Это я листаю "Путеводитель по английской литературе", заскучала. Очень странная книга, если только вы не англичанин и не сроднились с английской системой культурных ценностей. В аналогичный отечественный путеводитель половина тамошних деятелей даже в виде упоминания не пролезла бы, не то что отдельными биографическими справками. Одних богословов сколько, мама не горюй. Типа до сих пор на словесность влияют, что ли.
А также узнала новое для себя словосочетание "пиндарическая ода".
Сколько бесполезных знаний.
Адела

Пять тысяч, просто пять тысяч

5000 томов порнографической литературы завещал Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина...
Меня вынесло сразу на пяти тысячах и добило "СССР имени Ленина", и я не в силах заново вчитаться в фамилию.
Но википедия не скрывает факты: Николай Владимирович Скородумов (1887-1947), при царском режиме устроитель народных театров, а при советской власти сотрудник библиотеки Московского университета.
Небольшой мемуар объяснил, почему почтеннейший Николай Владимирович завещал своё сокровище не университетской библиотеке, а Ленинке.

Есть слишком многое в отечественной истории, чего я не знала, не знаю и не узнаю. И это к лучшему, потому что как теперь созерцать мысленный образ эпохи? Маленькая квартира, в ней тома, тома, тома, а вокруг то, что вокруг. Мир полон дивного, и это рядом.
Адела

Эльфы и орки отдыхают

Не корысти ради, а улучшения выдач в поисковике для, а также для демонстрации степени горечи куска хлеба библиотечного,
спешу пожаловаться на тяготы судьбы, настигшие меня в октябре и ещё далеко не исчерпавшиеся.
Досталась в работу дивная подборка книг и брошюр из раздела "Художественная самодеятельность". Задача: пролистнуть, сориентироваться, вбить описание в электронный каталог. Обычная работа каталогизатора. Работа обычная, а вот сами книги...
"План проведения областной олимпиады художественной самодеятельности колхозов, совхозов и МТС Ивановской пром. области" (1935) и всякое такое прочее общим числом 139 инвентарных единиц. Удавиться? Открыть коньяк? Работать с закрытыми глазами? Нет, это не вариант для мыслящего существа.
Да, приходится листать литературу о методах индоктринации колхозников и пионеров, написанную всегда одними и теми же словами, потому что тексты составлены по типовым инструкциям из ОблОНО. Но нашлась и утешительная фишечка, одна штука, зато жирная.

Рассказываю. Если сегодня вы зайдёте в матерь знаний человеческих википедию в статью "Ролевики", то там вас дезинформируют фразой "Ролевые игры живого действия появились в развитых странах независимо в конце 1980-х — начале 1990-х годов".
Так вот, ничего подобного. Ролевые игры в СССР очень даже процветали во второй половине 1920-х.

Collapse )
Адела

Как правильно читать "Барышню-крестьянку"

В школе меня этому не учили. Как городской ребёнок школьного возраста может заметить все эти детали? Сколько всего упущено:(

Директор Пушкинского дома о "Барышне-крестьянке":
Лиза выходит в пятом часу утра, весенний ветерок, ей встретилось стадо (там встречаются все сентиментальные знаки!), пошла пастораль... Всё как надо соблюдается, и тут она встречает Алексея с легавой собакой! То есть она вышла весной, а встретила — после Петрова дня, 12 июля, летом! Потому что с легавой собакой не охотятся до Петрова дня, иначе птенцов собака будет есть. И это не просто соблюдался указ Екатерины 1773 года, это утвердившаяся в народном юридическом сознании мысль: охота с легавыми начинается в Петров день. «Дождётся кулик Петрова дня» — об этом совершенно чётко говорится. А вообще она пошла за грибами! Так когда всё это происходило? Вышла весной... Встретила Алексея летом... А вообще шла за грибами! Я понимаю, что мы просто уже изнемогаем от смеха, потому что возвращение её наперсницы Насти из Тугилово — это просто цитата из Шекспира: возвращение кормилицы к Джульетте: «Устала я... постой... Присядь... Напиться дай воды...Рассказывай скорей!.. Барин никого не обидел!...».